Рекомендации учителю по взаимодействию с обучающимися,
испытывающими трудности в учебной деятельности.
Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников образовательных отношений. Педагоги, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.
Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»…
Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа»… Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.
Исследование неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов: «неуспеваемость», «отставание».
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
- Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
- Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
- Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Психологические причины неуспеваемости делятся на 2 группы: недостатки познавательной деятельности (несформированность приемов учебной деятельности; недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка; неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей) и недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы перестроить приемы и способы работы на уроке, которые уже имеются у ученика. Например, если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: выделение опорных пунктов; составление плана тезисов; составление логической схемы прочитанного; формулирование главной мысли.
Если у обучающегося наблюдаются недостатки развития психических процессов, частой причиной которой является недостаточное развитиие мышления, являющееся важнейшим среди психических процессов и влияющих на обучаемость школьника. Как правило, вместе с мышлением сочетаются нарушения памяти и внимания.
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников с недосточно развитым уровнем психических процессов необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
В случае с неуспевающими детьми со слабым типом нервной системы, которые устают от длительной напряженной работы, необходимо использовать индивидуальный подход с дозированием домашнего задания, определения вариантов классных и контрольных работ, учитывая степень подготовленности обучающихся.
Многие психологи, в работе с неуспевающими детьми рекомендуют давать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени; не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться; осторожно оценивать неудачи ученика. Желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости.Что в этом случае делать учителю?
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности). Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и будут соответствовать его возможностям, а затем стоит закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
Учитель должен вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности.
В работе в неуспевающими детьми требуется подробное обоснование поставленной оценки, выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
Использование дополнительного развивающего и наглядного материала, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, способствует формированию учебных интересов.
Таким образом, систематическая и грамотно выстроенная система работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебной деятельности позволяет преодолеть школьную неуспеваемость.
Зарипова А.Х.
педагог-психолог высшей категории
МУ «ЦППМСП» г.Магнитогорска