Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Патриотическое воспитание.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём.

Что такое патриотизм? В Википедии можно найти определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) — социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы». Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Традиционно считается, что патриотическое воспитание начинается в детском саду и в семье. В школе воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий. Так, приглашают ветеранов, вспоминают о знаменательных исторических датах, проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов. Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Патриотизм присущ людям, жизненными ценностями которых являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство. И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации этих ценностей, то сейчас в обществе востребованы другие ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на соответствующие качества — гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям.

Перед педагогами поставлена задача – воспитание современных подростков патриотами своей страны, молодёжь - будущее России, не будет у них веры в великую страну, не будет и самой России. При подборе средств патриотического воспитания следует учитывать возрастные психологические особенности подросткового возраста.

С точки зрения возрастной психологии подростковый период - один из важнейших и наиболее трудных периодов в жизни человека. Масштабы происходящих в подростковый период перестроек значительны и касаются не только непосредственно организма, но и самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

По складу личности подросток – общественник, его привлекает коллективный способ жизни и деятельности, при этом ему очень важно почувствовать, что его труд и он сам кому-то нужен. Не найдя однажды признания в своём окружении, подросток начинает искать такие общности, где бы он чувствовал себя психологически уютнее и находит психологический комфорт там, где встречает себе подобных, где дорожат его мнением, рады ему.

Так, в работе с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым.                             

В системе дополнительного образования России физическая культура и спорт традиционно являются эффективным средством воспитания патриотизма, стремления молодёжи приносить пользу своей стране. Где как не в спорте патриотизм проявляется в высшей мере. Известные спортсмены, победители и призёры многих международных соревнований вспоминают: сборы, хлопоты, волнения от ответственной поездки за границу на крупные соревнования, но не это они запомнили на всю жизнь, а тот сохранившийся в сознании миг, когда объявляли их имена и, вслед за этим, звучало: «Россия» и гимн. При этом возникает такое ощущение, что за тобой встала огромная страна и охватывает необъяснимое, ни с чем не сравнимое чувство своей неотъемлемой принадлежности к Родине. Где как не в спортивном клубе подросток получает возможность сполна  удовлетворить свою потребность в общении, причём в кругу единомышленников; проявить самостоятельность, которая встретит лишь одобрение; получить необходимую ему порцию адреналина, без неоправданного риска; самоутвердиться благодаря своему же упорному труду. И здесь справедливы слова писателя Леонида Леонова о том, что "сила патриотизма пропорциональна количеству вложенного в неё личного труда". Где как не в спорте успеха можно добиться лишь собственным колоссальным трудом. Тот огромный труд, который человек вкладывает в собственный успех, даёт ему возможность осмыслить цену успеха другого, вызывая тем самым лишь чувство уважения и подталкивая к дальнейшему самосовершенствованию.                                                                                                        Крайне важно дать возможность каждому ребёнку, начиная с самого раннего возраста, регулярно заниматься интересным делом, стремиться к высоким достижениям.                                  

Анкетирование старшеклассников школы №48, которая является ресурсным центром по патриотическому воспитанию, показало следующие результаты:

  1. Считают себя патриотом полностью или частично 70% обучающихся, из них среди юношей – 66%, среди девушек – 72%.
  2. В большей степени повлияли на формирование патриотических чувств родители (45%), школа (24%), окружающие люди, друзья (19%); СМИ (12%); при этом, на юношей оказали влияние родители и школа в равной степени (по 33%).
  3. Понятие «патриот» старшеклассники определяют следующим образом: "Человек, который любит, уважает свою Родину; готов к самопожертвованию ради ее блага; чтит историю России, уважает ее традиции, желающий благосостояния своей стране, гордится ею, испытывает чувство долга перед ней;

быть патриотом – значит быть верным, преданным своему народу, ни при каких обстоятельствах не предать ее, служить своей стране; принимать активное участие в ее развитии".

  1. Большинство респондентов (64%) определяют для себя понятие «патриотизм» как «любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни».
  2. Из списка индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека старшеклассники определяют для себя те качества, которыми должен обладать патриот: самоконтроль (74%), активная деятельная жизнь (66%), рационализм (65%), исполнительность (61%), образованность (57%), ответственность (56%), эффективность в делах (55%), смелость в отстаивании своего мнения (54%), широта взглядов (54%), любовь (49%) и познание (49%).
  3. Рейтинг качеств и ценностей, сформированных у респондентов (по 10-балльной шкале): чуткость (заботливость) (8,1), воспитанность (хорошие манеры) (8), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (7,8), счастливая семейная жизнь (7,8), ответственность (чувство долга, умение держать слово) (7,7), самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) (7,3), творчество, образованность, рационализм (7,2), познание (образование, кругозор) (7,1), честность (правдивость, искренность) (7,1),
  4. На вопрос «Что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?» старшеклассники ответили: взаимопонимание (55%), готовность помочь другу в трудную минуту (27%), Интерес, знание литературы, искусство, музыка (19%), умение ценить настоящую дружбу (16%),
  5. Из предложенных вариантов ответов в наибольшей степени выражает точку зрения старшеклассников:

            - Я люблю приятно проводить время с друзьями (43%);

            - Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы (40%).

  1. В целом по выборке уровень сформированности толерантности у старшеклассников средний, положительный; высокий уровень толерантности у 44% старшеклассников (у 33% юношей и у 54% девушек). Показателей интолерантности не выявлено.
  2. Уровень коммуникативной толерантности в целом по выборке выше среднего; низкие показатели (высокая толерантность) выявлены по шкале 5 у юношей «Стремление переделать, перевоспитать партнеров» (3,3 балла) и по шкале 8 у девушек «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» (2,8 баллов).

Исследования известного международного рекламного агентства подтверждают высокий уровень патриотизма в нашей стране: 64% опрошенных молодых людей в возрасте от 21 до 30 – 64% россиян высказали желание воевать за нашу страну с оружием в руках и даже погибнуть, защищая ее. В то время, как в оставшихся 20-ти странах, принимавших участие в исследовании, только 34% молодых людей выразили такую готовность и желание.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должны, в первую очередь, принимать участие сами подростки, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия подростков в нужное русло должно как государство, так и семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современных подростков.

Решая проблему патриотического воспитания подростков, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности через увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма.

Итак, патриотическое воспитание формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения. Воспитание всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества.

 

Материал подготовил: Ржевская Е.В., психолог высшей категории,

                                         МУ «ЦППМСП» г.Магнитогорска

 

14-10-2018, 23:19 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр