Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Советы психолога

Социализация одарённых детей.

В современной психологии сейчас активно изучается множество вопросов связанных с гармоничным воспитанием и образованием детей. Логично предположить, что возникают проблемы связанные с тем, как именно работать с той или иной категорией детей. В данной статье поднимается вопрос социализации одаренных детей.

Для того, чтобы рассмотреть данный вопрос необходимо вспомнить, что такое социализация.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Однако, у одаренных детей присутствуют некоторые особенности, которые базируются на двух очень важных условиях: опережение в развитии сверстников, проблема взаимоотношения с окружающими и ориентация на способность к саморазвитию. Здесь очень важно ввести в педагогический процесс следующее -  педагог должен помочь одаренному ребенку научится самостоятельно работать над собой (мышление, воображение). Вопрос, который касается социализации такого ребенка немного сложнее.

Так как одаренный ребенок имеет особенность к опережению в развитии, соответственно у него появляются проблемы с общением. Здесь работа педагога так же крайне важна.

Существует три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка:

  1. Учебная деятельность. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Этот факт может приводить к формированию «комплекса отличника» у одаренных детей.
  2. Общение. В этой сфере у одаренного ребенка могу появляться следующие трудности: наличие у одарённого ребенка таких свойств и качеств, которые будут отталкивать от него окружающих: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок уже заранее был в курсе того, о чем идет речь, или быстро понимает излагаемый материал. Кроме того в отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Сверстники не приемлют школьника «чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного «Я»
  3. Самосознание. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.

В соответствии с данной информацией были разработаны и подготовлены несколько рекомендаций педагогам:

  1. Необходимо включать одаренного ребенка в групповые виды работы. Это поможет ему наладить контакты с одноклассниками или сверстниками в процессе совместной деятельности;
  2. Важно исключить чрезмерное выделение одаренного ребенка на фоне остальных детей как в положительном, так и отрицательном свете. Следует помнить, что перед нами просто ребенок со своими мыслями, чувствами и проблемами. Не нужно сравнивать его с другими детьми, противопоставлять его классу, или класс – ему;
  3. Следует подходить к критике ребенка очень осторожно и использовать только его личные достижения для сравнения. Этот пункт актуален для всех детей.
  4. При работе с семьей следует уделить внимание работе с родителями. Нужно объяснить родителям, что такое одаренность, в чем ее плюсы и какие могут быть последствия при неправильном воспитании. Для этого могут отлично подойти общешкольные родительские собрания.

Материал подготовил педагог-психолог Феденя Е.В.

15-12-2019, 20:05 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр