Социализация одарённых детей.
В современной психологии сейчас активно изучается множество вопросов связанных с гармоничным воспитанием и образованием детей. Логично предположить, что возникают проблемы связанные с тем, как именно работать с той или иной категорией детей. В данной статье поднимается вопрос социализации одаренных детей.
Для того, чтобы рассмотреть данный вопрос необходимо вспомнить, что такое социализация.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Однако, у одаренных детей присутствуют некоторые особенности, которые базируются на двух очень важных условиях: опережение в развитии сверстников, проблема взаимоотношения с окружающими и ориентация на способность к саморазвитию. Здесь очень важно ввести в педагогический процесс следующее - педагог должен помочь одаренному ребенку научится самостоятельно работать над собой (мышление, воображение). Вопрос, который касается социализации такого ребенка немного сложнее.
Так как одаренный ребенок имеет особенность к опережению в развитии, соответственно у него появляются проблемы с общением. Здесь работа педагога так же крайне важна.
Существует три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка:
- Учебная деятельность. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Этот факт может приводить к формированию «комплекса отличника» у одаренных детей.
- Общение. В этой сфере у одаренного ребенка могу появляться следующие трудности: наличие у одарённого ребенка таких свойств и качеств, которые будут отталкивать от него окружающих: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок уже заранее был в курсе того, о чем идет речь, или быстро понимает излагаемый материал. Кроме того в отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Сверстники не приемлют школьника «чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного «Я»
- Самосознание. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.
В соответствии с данной информацией были разработаны и подготовлены несколько рекомендаций педагогам:
- Необходимо включать одаренного ребенка в групповые виды работы. Это поможет ему наладить контакты с одноклассниками или сверстниками в процессе совместной деятельности;
- Важно исключить чрезмерное выделение одаренного ребенка на фоне остальных детей как в положительном, так и отрицательном свете. Следует помнить, что перед нами просто ребенок со своими мыслями, чувствами и проблемами. Не нужно сравнивать его с другими детьми, противопоставлять его классу, или класс – ему;
- Следует подходить к критике ребенка очень осторожно и использовать только его личные достижения для сравнения. Этот пункт актуален для всех детей.
- При работе с семьей следует уделить внимание работе с родителями. Нужно объяснить родителям, что такое одаренность, в чем ее плюсы и какие могут быть последствия при неправильном воспитании. Для этого могут отлично подойти общешкольные родительские собрания.
Материал подготовил педагог-психолог Феденя Е.В.