Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов




На заметку

Что нужно знать о суицидах.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)  суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.

Суицид —  умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Существует множество определений самоубийства. Одно из наиболее первых и исчерпывающих было сформулировано Эмилем Дюркгеймом 110 лет назад:

«Самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах».

Более лаконично ту же дефиницию излагает Морис Фарбер: «Самоубийство  это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни».

Уточнение о «быстром» лишении себя жизни понадобилось для того, чтобы отделить суицид от аутодеструктивного поведения, которому подвержено большинство людей, ибо современная суицидология относит сюда и выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, альпинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алкоголизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (количество которых определяется 90 % от населения планеты) совершают медленное «самоубийство», отлично зная о дальнейших негативных последствиях.

Суицидальное поведение  понятие более широкое и, помимо суицида, включает в себя суицидальные попытки и проявления. Впервые этот термин был предложен G. Deshais в 1947 г. В отечественной психиатрии определение суицидального поведения впервые было дано А. Г. Амбрумовой (1978), в котором наиболее полно отражен весь спектр его проявлений: «Суицидальное поведение является следствием социальнопсихологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние  антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние  суицидальная попытка и завершенный суицид».

Постсуицид — состояние после совершения намерения уйти из жизни.

Классификация суицидальных проявлений:

Суицидальным поведением называются любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни

 Внутренние формы суицидального поведения включают в себя: суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения.

Первая ступень - пассивные суицидальные мысли – характеризуется представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольной активности. Примером этому являются высказывания: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться», «если бы со мной произошло что-нибудь и я бы умер...» и т. д.

Вторая ступень - суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья ступень - суицидальные намерения — предполагает присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидальным (пресуицидом).

 Качественные характеристики и тип пресуицидальных периодов:

Аффективно-напряженный: подросток фиксирован на своем актуальномсостоянии, позиция личности активная при высокой интенсивности эмоциональных переживаний, пресуицидальный период ярко выражен в поведении и носит острый характер, кризисная психотерапевтическая помощь довольно быстро может принести купирующий эффект.

Аффективно-редуцированный тип пресуицидального периода характеризуется эмоционально «холодными», астеническими, депрессивными реакциями. Интенсивность эмоций низкая, позиция личности пассивная, пресуицидальный период носит пролонгированный характер.

 Внешние формы включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.

Типология самоубийств, основанная на целях (вид вреда):

  • Целью истинных самоубийств и тенденций является лишение себя жизни.
  • Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию своих намерений.
  • Самоповреждение (членовредительство) – не направляется представлениями о смерти. Цель их ограничивается повреждением того или иного органа.

Типология, основанная на категории смысла:

  • Суицидальное поведение по типу протеста, мести: возникают в ситуации конфликта. При этом присутствует враждебность, агрессивность к объектуконфликта. Смысл суицида в отрицательном воздействии на объект.
  • Суицидальное поведение по типу «призыва»: отражает пассивную реакциюличности с целью привлечения внимания к ситуации и возможности получения помощи для ее изменения.
  • При суицидах, направленных на избегание наказания или страдания – речьидет также о пассивной реакции личности в ответ на угрозу своему социальному, личностному или биологическому существованию.
  • Суицид по типу самонаказания является протестом против себя и, по существу, самообвинением. Это самообвинение нередко выявляется в рамкахдепрессивных переживаний.
  • При суицидах в форме отказа (от жизни): цель суицида и мотив совпадают (мотивом является отказ от существования, а целью – лишение себя жизни).

А. Е. Личко предлагает выделять три формы суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное. Исследования 300 подростков-юношей, проведённые А. Е. Личко, показали, что суицидальное поведение наблюдалось у 34 % обследуемых, из них демонстративное поведение — у 20 %, аффективные попытки — у 11 % и только 3 % подростков совершали обдуманные и спланированные покушения. В большинстве случаев суицидальное поведение подростков — это «крик о помощи», адресованный близким людям, надежда быть услышанным и понятым (80 % суицидных попыток совершается в дневное или вечернее время дома) (Личко А. Е., 1999).

1.Демонстративный суицид

Демонстративное суицидальное поведение — это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчётом на спасение. Для характеристики этого типа суицида используется также понятие «парасуицид», т. е. суицидальное поведение, имеющее своей целью достижение того или иного социального эффекта. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на значимых лиц в целях изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону.

В этом случае все возможные суицидоопасные действия субъекта направлены либо на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне; либо на снижение предъявляемых к субъекту требований; либо на уход от ответственности или наказания за совершение тяжёлого проступка; либо предполагают вызвать жалость, сочувствие к субъекту; либо являются средством наказания, возмездия за причинённую обиду или за несправедливость с ожиданием, что окружающие отомстят обидчику.

Таким образом, парасуицид является средством сознательной манипуляции другими людьми, способом воздействия на них. 

В определении действительных причин такого суицида важно отметить, где именно совершается попытка и кому она адресована. Место совершения попытки самоубийства непосредственно указывает, кто является объектом воздействия: дом — родители, близкие; компания сверстников — кто-то из них, школа — учитель, администрация школы; общественное место — общество в целом, власть. Человек, совершающий демонстративный суицид, рассчитывает на то, что его вовремя спасут (изображение приготовлений к повешению или попыток нанести себе повреждения, выпрыгнуть из окна, броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т. п.) Выбираемые способы совершения суицида, как правило, не опасны для жизни (неглубокие порезы вен на предплечье, безобидные лекарства), либо рассчитаны на то, что серьёзная попытка будет предупреждена окружающими. Место и время человек выбирает таким образом, чтобы его вовремя заметили и оказали помощь. Суицид совершается либо на глазах у присутствующих, либо за несколько минут до их прихода. В ряде исследований отмечается, что в отличие от реальных самоубийств, суицидальный шантаж имеет определённые особенности. В 100 % случаев он следовал непосредственно за конфликтной ситуацией, в 54 % случаев — в присутствии третьих лиц (участников конфликта или будущих спасителей), 86 % суицидентов принимали те или иные меры предосторожности, в 65 % были выбраны неопасные для жизни способы самоубийства. Также указывается, что у лиц с псевдосуицидальным поведением регистрировались акцентуированные черты демонстративного и возбудимого круга с низким уровнем базальной тревоги. Данный тип суицида чаще всего регистрируется в подростковом и юношеском возрасте: возрастной пик демонстративных суицидов приходится на возраст 15–20 лет (72 %). Тем не менее следует помнить, что и демонстративная по замыслу суицидальная попытка, несмотря на предпринимаемые субъектом меры предосторожности, может закончиться трагически из-за нелепой случайности или недоучёта тех или иных обстоятельств (подросток выпил значительную дозу снотворного с расчётом, что родители, увидев, что он спит в не- 14 урочное время, начнут его будить и спасут; а мама решила, что ребёнок очень устаёт, и не стала его беспокоить — время было упущено) 

2.Аффективный суицид

Аффективное суицидальное поведение — тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта, под влиянием внезапно возникшего очень сильного чувства. Данное состояние характеризуется тем, что субъект, находясь во власти аффекта, временно утрачивает способность к рациональной переработке информации, анализу сложившейся ситуации; у него происходит временное сужение поля сознания. В связи с этим снижаются возможности выбора адекватных способов реагирования на ситуацию, утрачивается способность к рациональному поведению, и суицидальное намерение формируется спонтанно. Соответственно, суицидальные действия, совершаемые в состоянии аффекта, являются не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой привлечь к себе внимание окружающих. В этом случае действия субъекта непродуманны, внезапны, а выбор средств и способов совершения суицида также характеризуется импульсивностью, неадекватностью, а, нередко, и нелепостью. В зависимости от продолжительности действия стрессогенной ситуации длительность сохранения спонтанно возникшего суицидального намерения может быть различной.

3.Истинный суицид

Истинное суицидальное поведение — намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию сложившегося, иногда долго вынашиваемого намерения уйти из жизни. В этом случае субъект заботится об эффективности действия и отсутствии помех при его совершении, тщательно продумывая способ ухода из жизни, время и место совершения суицида. В оставленных записках звучат мотивы собственной вины и самообвинения, а также забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершённому действию. Следует различать суицидальную попытку и завершённый суицид. Во-первых, суицидальные попытки значительно 15 превышают количественно завершённых суицидов. При этом их соотношение различно и в разных возрастных категориях, и по половой принадлежности. Во-вторых, если завершённый суицид — это прямая аутоагрессия, то суицидальная попытка — это обращение к окружающим, крик о помощи. Какой бы ни была по замыслу суицидальная попытка (истинная или демонстративная), она всегда является своеобразным призывом к окружающим, аппеляцией к ним, обращением за помощью и поддержкой. Соответственно, игнорирование суицидальных попыток может привести к трагическим последствиям.

Причины возникновения суицидальной активности

Нередко при анализе суицидов смешиваются понятия: причина, условия и повод. Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социальнопсихиатрический анализ проблемы.

Причина — это всё то, что вызывает и обусловливает суицид. А. Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо основной причины могут быть ещё и дополнительные (болезнь, семейно-бытовые трудности и трудности в межличностных отношениях, переживание своей несостоятельности в той или иной сфере и т. д.). От причины следует отличать условия и повод. Условия — это комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определённых условий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям.

Повод в отличие от причины — это событие, которое выступает непосредственным толчком для совершения суицидальных действий. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Анализ поводов самоубийств не выявляет их причин, поскольку  в подавляющем большинстве случаев отсутствует прямое соответствие повода и причины. В частности, у детей и подростков суициды могут быть проявлением психогенных, острых аффективных реакций, а также результатом затяжных реактивных состояний. При этом взаимосвязь между причиной и следствием может быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факторов: семейным и школьным микроклиматом, успеваемостью, взаимоотношениями со сверстниками, личностными особенностями и т. п. Трудности прогнозирования суицидальных реакций заключаются в том, что самоубийства и суицидальные попытки возникают на фоне обыденных, на первый взгляд, ситуаций, которые самим подростком переживаются как экстремальные

Суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приёмом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции) чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены (Д. Д. Федотов и соавтор).

Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов. Их учёт в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться рядом с этим человеком в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь. Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют конфликты.

Амбрумовой А. Г., Бородиным С. В., Михлиным А. С. (1980) была предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов, в числе которых наиболее распространёнными являются следующие:

  1. Конфликты, связанные со спецификой жизнедеятельности (учёбы, работы, общения) и социального взаимодействия людей:

 – индивидуальные адаптационные трудности (затруднённая адаптация к деятельности, учебе и др.);

 – неудачи выполнения конкретной задачи;

– конфликты со сверстниками;

 – отверженность и изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;

 – межличностные конфликты со значимыми людьми.

  1. Лично-семейные конфликты:

– неразделенная любовь, одиночество;

– измена любимого человека;

– разрыв высоко значимых любовных отношений;

– семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);

– тяжёлая болезнь, смерть близких людей;

– половая несостоятельность;

– оскорбление, унижение со стороны окружающих и т. д;

  1. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья:

– психические заболевания;

– хронические соматические заболевания;

– недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.), уродства.

  1. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

– страх перед уголовной ответственностью;

– боязнь иного наказания или позора.

  1. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.
  2. Другие мотивы:

– условия семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве; матриархальный стиль отношений в семье; воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные; воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.);

– незрелость личности, характерологические особенности (акцентуации характера, патологическое формирование личности);

– употребление алкоголя и наркотиков;

– попытки совершения суицидальных попыток в прошлом.

 Таким образом, при оценке факторов риска формирования суицидальных тенденций у школьников следует учитывать ряд обстоятельств.

1)  Особенности семьи и внутрисемейных взаимоотношений. Подростки, совершающие попытки самоубийства, достоверно часто воспитываются в неблагополучных и конфликтных семьях с тяжёлым психологическим климатом. Взаимоотношения в таких семьях сопровождаются разного рода конфликтами (между родителями, родителями и детьми, другими родственниками.) Нередки случаи применения насилия, вплоть до жестоких физических расправ и сексуального насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, даже враждебно, отсутствует эмоциональная привязанность между членами семьи. Ребёнок не чувствует поддержки со стороны близких, чувствует себя отвергнутым, незначимым, нелюбимым. Жёсткость и чрезмерная требовательность без ласки, назойливая опека и критичность к любым действиям подростка также рождают у него ощущение собственной никчёмности и незначимости. Особую опасность представляют скрытые конфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и взаимодействия с ребёнком, подавление его самостоятельности, бесконечные нотации и поучения; несправедливые наказания и неадекватные ограничения его свободы. Ещё одним вариантом неадекватного воспитания является воспитание, вырабатывающее идеальные высоконравственные установки, которые противоречат реальной жизни и приводят к завышенным требованиям к себе и окружающим, что порождает депрессивные реакции, связанные с «потерей веры в людей», сопровождающиеся идеями самообвинения со всеми вытекающими из этого последствиями. В одном исследовании, проведённом американскими психологами в 1993 году, было показано, что существенным фактором, предопределяющим попытки совершения самоубийства, было отсутствие поддержки со стороны семьи. Способствовать формированию суицидальных тенденций могут и экономические трудности в семье, материально-бытовая неустроенность. Распад семьи, развод родителей, отсутствие или недостаточная роль отца в семье при властной деспотичной матери также выступают как крайне неблагоприятные факторы. Следует иметь в виду, что дети и подростки склонны воспринимать конфликты в семье, потерю родителя, экономические трудности семьи и др. как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они не видят позитивных перспектив, испытывают чувство беспомощности, уверены, что не могут ничего изменить.

2) Трудности адаптации к учебной деятельности и общению со сверстниками. Общение со сверстниками, их отношение высоко значимы для подростка, а сами сверстники выступают в качестве ориентира в становлении представлений подростка о себе, нормах социального поведения, «образа Я», идентичности подростка, развитии самооценки, освоении гендерных ролей. Изоляция от группы сверстников, отвержение или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который спровоцирует возникновение суицидальной активности подростка. Отверженные дети, как правило, занимают низшие ступени в статусной иерархии группы, подвергаются насмешкам, преследованию, физическому и психическому насилию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким уровнем интеллекта в сочетании с такими характерологическими особенностями как повышенная чувствительность, сенситивность и ранимость.

3) Аддиктивное поведение и сексуальные проблемы. Риск совершения суицида более высок среди молодых людей, употребляющих алкоголь и наркотики. Употребление психически активных веществ, алкоголя и наркотиков снижает способность к сознательному контролю собственного поведения, прогнозированию последствий совершаемых действий, сдерживанию импульсивных реакций. Специфическая возрастная реакция на алкоголь повышает риск совершения суицида. Кроме того, смерть может стать результатом несчастного случая (передозировка наркотиков) и является непреднамеренной.  Сексуальные проблемы в совокупности с другими факторами, могут также стать причиной дезадаптивного поведения в подростковом возрасте, ведущего к суициду. Толчком к совершению суицида могут стать неудачный половой опыт, особенно первый, разрыв значимых любовных отношений, измена возлюбленного (возлюбленной), беременность девушки-подростка и страх огласки, импотенция, страх гомосексуализма («гомосексуальная паника»), особенно в сочетании с унижением. Все эти факторы являются чрезвычайно значимыми в подростковом и юношеском возрасте. По мнению Л. Я. Жезловой, в препубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные» .

4) Личностная незрелость и особенности характера. Незрелость личности, слабый произвольный контроль эмоциональных реакций и поведения, высокая импульсивность и агрессивность, недостаточный уровень личностной идентификации, что необходимо для чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности, несформированность системы ценностей и нравственных ориентиров, а также высокая внушаемость и склонность к подражанию, неумение найти выход из ситуации и отсутствие жизненного опыта, лёгкость следования негативным примерам могут выступать как фактор суицидального риска в подростковом и юношеском возрасте. Кроме того, провоцирующим фактором может выступать психологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии развития, изменения гормонального фона в период полового созревания и связанная с этим неустойчивость настроения, переживания по поводу изменений, происходящих в растущем организме, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера. Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки с агрессивным, эмотивным, сенситивным, истероидным и астеническим акцентуациями характера.

5) Стресс и депрессия. В последние годы медики всё чаще говорят о том, что проблема суицида тесно связана с проблемой затяжных или часто повторяющихся у человека депрессий, т. е. возникновению  суицидального поведения в детском и подростковом возрасте также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Работы Дж. Манна и ряда других авторов позволили выявить биохимические корреляты депрессии и суицидального поведения, связанные с нарушением серотонинергической системы мозга. Была показана также определённая связь этих нарушений с агрессивностью, импульсивностью и высокой чувствительностью к стрессорам. Показано влияние ранее перенесённых негативных жизненных событий, хронических заболеваний, злоупотребления психоактивными веществами и др. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям, бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учёбе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации . В группе подростков также возрастает роль депрессивных состояний. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворённостью их потребностей, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебной деятельности. Лечение депрессивных синдромов становится одной из первостепенных задач в деле предотвращения растущего числа самоубийств. Как правило, течение таких депрессивных состояний неразрывно связано с какими-либо соматическими расстройствами у человека, усугубляющими его самоощущение, а также влияющими на не совсем адекватное восприятие окружающей действительности. Депрессивные состояния могут быть результатом стрессогенных воздействий на личность, таких как семейные конфликты, школьные трудности, неудачи в отношениях с любимыми, потеря друга, возлюбленной и пр. Стресс формируется в связи с негативными взаимоотношениями, перенесённой психической травмой и насилием над личностью, социальными стрессорами в виде бедности, безработицы, психическими или соматическими заболеваниями, болевым синдромом, алкоголизацией и наркоманией. К актуальным факторам возникновения суицидального поведения относится разрыв с другом, смерть близких, межперсональные конфликты, появление финансовых проблем, издевательство над личностью, запугивание, различные негативные и травматические жизненные события, приступ или обострение заболевания, нарциссизм. Любой человек в течение своей жизни может подвергаться воздействию стресса, однако подростки, в большей степени, чем взрослые, уязвимы перед стрессом, поскольку более ранимы и значительно острее воспринимают возникающие трудности. В связи с этим обостряется чувство собственной неполноценности, незащищённости, безысходности и безвыходности, что проявляется в печали, подавленности, отсутствии интереса к чему-либо и жизни в целом, желания решать значимые жизненные проблемы. Могут быть отмечены психосоматические расстройства: потеря аппетита, нарушения сна, усталость, снижение сексуального интереса. Депрессия, возникающая в ответ на стрессовые воздействия, может протекать в скрытой форме: она маскируется повышенной активностью, вниманием к мелочам, а иногда скрывается за социальными провокациями: правонарушениями, употреблением алкоголя,

Особенности суицидального поведения в детском и подростковом возрасте

Ежегодно каждый 12-ый подросток(15–19 лет) пытается совершить суицид. Эти цифры свидетельствуют о необходимости своевременного выявления пресуицидальных состояний у школьников, нуждающихся в психологопедагогической и психотерапевтической помощи.

Суицидальные проявления у детей и подростков принципиально отличаются от суицидального поведения у взрослых. Суицидальное поведение у детей очень редко связано с серьёзными психическими заболеваниями и реактивной депрессией. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в детском возрасте импульсивно, носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано не с желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания.

Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко.

У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдается суицидальная активность. На более младший возраст приходится лишь 2,5 % от общего числа суицидов у детей. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причём лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа.

 А. Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи [10, с. 73]. Б. Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14–18 лет, умышленно нанёсших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд «братания» . А. Е. Личко, А. А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14–18 лет, пришли к выводу, что у 49 % обследуемых суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции

Таким образом, по мнению большинства исследователей, суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14–15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16–19 годам

 Рассматривая суицидальное поведение детей, необходимо учитывать, что понятие смерти как категории прекращения жизни у них ещё не сформировано. Формирование представления о смерти в онтогенезе проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребёнка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из 25 жизни (понятиями траура, похорон и т. д.), а также непосредственно связано с развитием абстрактного мышления. Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребёнка приближается к адекватной лишь к 11–14 годам, после чего ребёнок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребёнок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. До 3-х лет ребёнок ещё не имеет границ, отделяющих его от окружающего мира, не различает мёртвое и живое. У него не сформирована система понятий, нет представлений о времени, о будущем, а значит, и о смерти. Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни). Однако представление о необратимости смерти также не сформировано, и смерть воспринимается как длительное отсутствие или иное существование. В связи с этим отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. В 10–12 лет смерть также оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности, смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы. Мотивы, которыми дети объясняют своё поведение, кажутся несерьёзными и мимолётными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение в детском возрасте сочетается с другими поведенческими проблемами (прогулы уроков, школьные конфликты и др.) Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. По данным исследования А. Г. Амбрумовой 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми младшими 26 были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение. Основным фактором, влияющим на возникновение суицидального поведения у детей, является именно обстановка в семье: 92 % суицидов в детском возрасте связано с неблагополучной семейной ситуацией. Причинами суицидов у детей 7–10 лет чаще всего являются развод родителей, смерть близкого человека, животного и всё чаще — наркозависимость. Нарастающая социальная дезадаптация, одиночество, нравственные и физические страдания, отсутствие перспективы порождают тревогу, агрессию, аутоагрессию, нередко выражающиеся в суицидальном поведении.

Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:

  • безнадёжность, опустошённость, ощущение тупика. На этом фоне ребёнок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение;
  • беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;
  • чувство неполноценности, никчёмности, незначимости;
  • чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает. Личностные особенности, нередко в сочетании с психическими расстройствами, бывают связаны с риском суицидальных попыток и самоубийства, но они же часто, в норме, наблюдаются в подростковом возрасте, поэтому их наличие не является достаточным основанием для прогнозирования склонности к самоубийству:
  • неустойчивость настроения, высокая импульсивность;
  • повышенная агрессивность, злобность, раздражительность;
  • антисоциальное поведение;
  • склонность к демонстративному поведению, истероидным реакциям;
  • ригидность мышления и стиля преодоления трудностей;
  • недостаточная способность преодоления проблем и трудностей;
  • низкая критичность мышления, тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
  • самодовольство, самоуверенность, идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчёмности и легко возникающим чувством разочарования;
  • тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
  • чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая учителей и родителей;
  • проблемы половой идентичности или сексуальной ориентации;
  • сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Помимо всего вышеперечисленного в качестве фактора риска склонности к суицидальному поведению в подростковом возрасте могут выступать те или иные типы акцентуаций характера. Склонность к суицидальному поведению значительно отличается у подростков с различными типами акцентуаций характера.

Таблица 1

Факторы повышенного суицидального риска

Эсктраперсональные факторы

Интраперсональные факторы

– подростковый период; пограничные психические расстройства (невротические реакции и

состояния);

– наличие суицидоопасных высказываний и других форм суицидальной активности;

– специфика внутрисемейных

взаимоотношений;

– экстремальные условия (длительные экспедиции, заключение, изоляция от группы

сверстников и др.);

– утрата семейного и общественного престижа;

– низкий статус подростка в

группе сверстников;

– конфликтная психотравмирующая ситуация;

– употребление алкоголя,

наркотиков и других психактивных веществ.

 

– наличие акцентуаций характера характера, преимущественно эмоционально-лабильного, сенситивного, эпилептоидного, истероидного типов;

– сниженная толерантность к фрустрации и стрессогенным воздействиям;

– несформированность коммуникативных навыков, низкая коммуникативная компетентность;

– неадекватная самооценка, чувство неполноценности;

– несформированность или утрата целевых установок, лежащих в основе ценности жизни;

 – трудности аутоидентификации.

 

Таблица 2  Суицидоопасные группы подростков

I группа

II группа

III группа

IV группа

Подростки, перенесшие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговые инфекции с дальнейшей хорошей компенсацией состояния (возрастные кризы, при сомато- и психогениях)

Дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития: 1) с бурными проявлениями акселерации, 2) личностной незрелостью, 3) остротой либо патологическим течением возрастных кризов

Подростки с различными формами отклоняющегося поведения, трудностями школьной адаптации

Подростки, отличающиеся высоконравственными устоями с тенденцией к идеализации чувственных и сексуальных отношений

 

В. Л. Хайкин выделяет три типа суицидальной предиспозиции у подростков: 1) предиспозиция эмоционального отвержения, (преобладает у подростков 12–16 лет); 2) предиспозиция избегания с самоустранением, где используются инфантильные способы психологической защиты, (преобладает у подростков 14–18 лет); 3) агрессивно-оппозиционная предиспозиция (чаще наблюдается у подростков 14–16 лет).

Могут быть выделены следующие типы суицидоопасных ситуационных реакций подросткового возраста:

  1. Реакция депривации более характерна для младшего и среднего подросткового возраста. Проявляется в потере интересов, угнетении эмоциональной активности, скрытности, молчаливости, негативных переживаниях. Источником является жёсткое авторитарное воспитание.
  2. Эксплозивная реакция более характерна для среднего подросткового возраста. Проявляется в аффективной напряжённости, агрессивности, завышенном уровне притязаний, необоснованных стремлениях к лидерству. Источником является воспитание в семье, где эти реакции традиционны для взрослых.

Цель суицидальных действий в этом случае — стремление отомстить обидчику, доказать свою правоту. Как правило, суицидальные действия совершаются на высоте аффекта. В постсуицидальный период критика к своим действиям формируется не сразу, сохраняется оппозиционное отношение к окружающим.

  1. Реакция самоустранения более характерна для среднего и старшего подросткового возраста. Проявляется в эмоциональной неустойчивости, повышенной внушаемости, зависимости, несамостоятельности. Это, как правило, педагогически запущенные подростки с невысоким интеллектом.

Цель суицидальных действий —уход от трудностей. Желание уйти из жизни в данном случае отсутствует либо сохраняется непродолжительное время.

Возрастное своеобразие аутоагрессивного поведения детей и подростков, заключается также в специфике суицидальных действий, среди которых выделяются следующие:

  1. Самоповреждения. Для них характерно сочетание как аутоагрессии, так и гетероагрессии. Источником выступает воспитание в неблагополучных, асоциальных семьях. Как правило,это подростки с эпилептоидным типом акцентуации характера,трудностями протекания периода взросления, нарушенной школьной адаптацией. Эмоциональное состояние подростка во время нанесения самоповреждений — злоба, обида. Для таких подростков характерно объединение в асоциальные группировки.
  2. Демонстративно-шантажные суициды с агрессивным компонентом. Семьи этих подростков, как правило, конфликтны, но не асоциальны. Как правило, это подростки с истероидной и возбудимой типами акцентуации характера и нарушенными взаимоотношениями со сверстниками из-за чрезмерно завышенных притязаний. В начальных классах адаптация в норме,появление трудностей приводит к нарушениям адаптации. Совершая суицид, подросток стремится доказать свою правоту и отомстить обидчику. При этом характерна немедленная реализация, которая нередко ведёт к недоучёту опасности последствий своих действий, «переигрыванию», что приводит к летальному исходу. Если не наступает разрешение проблемной ситуации, возможно повторение суицидальной попытки.
  3. Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Семьи таких подростков дисгармоничны, с неадекватным воспитанием, в котором много противоречий. Это подростки,как правило, с истероидным типом акцентуации характера со склонностью к демонстративности, капризности, манипулированию окружающими. До 5–6-го класса они хорошо адаптированы, однако с появлением трудностей школьной программы и ввиду завышенных самооценки и уровня притязаний возможна дезадаптация. В связи с этим в группе сверстников они сначала являются лидерами,но потом их ожидает падение с пьедестала. Период, предшествующий суициду, в этом случае достаточно продолжителен, поскольку подросток пытается найти более рациональные и безболезненные способы (определяется время, место, вычисляется безопасная доза лекарств). О своих намерениях заранее сообщает окружающим. Е.М. Вроно и Н. А. Ратинова подчёркивают, что психически здоровые подростки, совершая манипулятивные демонстративные суициды, часто наносят реальный вред своему здоровью из-за неадекватной оценки и прогнозирования возможных последствий своих действий. При разрешении проблемной ситуации с помощью суицидальной попытки происходит её закрепление, формируется патологический стереотип поведения, когда в ответ на любые возникающие трудности демонстрируется готовность к суицидальным действиям.
  4. Суициды с мотивацией самоустранения. Семья этих подростков внешне благополучна, но нестабильна: конфликты носят скрытый характер. Эти подростки характеризуются высокой тревожностью, неустойчивой самооценкой, переживанием чувства вины.Неудачи в школе провоцируют усиление чувства страха и вины. Им свойственны несамостоятельность, конформность, пассивность, низкая устойчивость к стрессогенным воздействиям, инфантилизм. Это низкостатусные подростки, не пользующиеся авторитетом у сверстников, они не могут противостоять давлению, а поэтому часто включаются в асоциальную деятельность. Как правило, это подростки с эмоционально-лабильной, неустойчивой и сенситивной типами акцентуации характера. Трудности пубертатного криза, как правило, приводят к развитию невротических расстройств. Период, предшествующий суициду, в этом случае достаточно продолжителен и сопровождается чувством страха. Избираемые способы совершения суицида, как правило, достаточно опасны. В последующий после совершения суицидальной попытки период характерны переживания страха смерти, чувство стыда и раскаяния. Риск повторной попытки в связи с достаточной критичностью к своим действиям невелик.

Чем меньше возраст, тем ярче обнаруживается агрессивная направленность в психологической структуре суицидального поведения над аутоагрессивной особенно при демонстративно-шантажных суицидных попытках. Аутоагрессивные мотивы в максимальной мере проявляются у подростков среднего пубертатного возраста в суицидах с мотивацией самоустранения. По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенны те семьи, которые внешне благополучны, но внутри них — скрытые конфликты. Семьи с асоциальной направленностью способствуют адаптации ребёнка в такой же среде, выполняя роль защитных механизмов, — подростки из неблагополучных семей обнаруживают лучшую защиту от кризисов, так как имеют непротиворечивую и стабильную систему социальных установок.

Для младшего пубертата наиболее суицидоопасны внутрисемейные конфликты, для среднего и старшего — конфликты со сверстниками и в школе. Социально-психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди них на первом месте оказываются факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда статус не соответствует уровню притязаний.

Материал подготовил социальный педагог Мекешкина Т.Н.

 

3-11-2020, 10:59 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


О ПМПК Специалисты Прием на ПМПК Прием в ДОУ и С(к)ОУ Родителям
Психологи Логопеды
Руководители ГПО План работы ГПО Конкурсы Творческие группы Повышение квалификации
Ноябрь 2020 (13)
Октябрь 2020 (9)
Сентябрь 2020 (17)
Август 2020 (4)
Июнь 2020 (2)
Май 2020 (22)
Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр