Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов




В помощь педагогу

Ораторское искусство как компонент личностного роста педагога.

 В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. И сегодня речь пойдет о личностном росте педагога в образовании.

У педагога есть три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). 

Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями.

Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала.

Стагнация наступает тогда, «когда учитель останавливается в своем развитии,  живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека.

В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте.

  1. Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Только тот человек, который способен видеть в других уникальность, может это развивать в себе.
  2. Эмоциональная - через эмоции человек познает мир и делает его ярче.
  3. Поведенческая составляющая - яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру.

Таким образом, личностный рост педагога зависит от степени сформированности каждой структуры.

Личностный рост педагога ‑ это…

- повышение квалификации (участие в конкурсах, саморазвитие путем прослушивания лекций, чтение специальной литературы).

- ораторское искусство.

- развитие эмоционального интеллекта педагога (уметь анализировать свои поступки, уметь принимать себя и других).

- применять индивидуальный подход в обучении и другое.

Рассмотрим важную тему в развитии личности педагога как ораторское искусство.

Для того чтобы коммуникация была конструктивной, эффективной
и результативной (что является главным аспектом в работе педагога), важно владеть как арсеналом, который необходим для живого делового общения и выступлений непосредственно перед обучающимися их родителями и педагогами, так и аспектами цифрового общения.

Профессиональная речь учителя ‑ главное средство обучения и воспитания. Как же ее развить? Для этого мы предлагаем комплекс упражнений, которые помогут педагогу овладеть ораторским искусством.

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

Основные правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность. Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть не предвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность. Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность. Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность. Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение. Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность. Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность. Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект. Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль. Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Упражнения для тренировки речи

Пересказ прочитанного. Научиться формулировать мысли можно регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом способе необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации.

Поиск ключевых слов. Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;

Перефразирование. Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;

Простота речи. Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;

Скороговорки.

  1. Добыл бобов бобыль.

     2.Прохор и Пахом ехали верхом.

  1. Галка села на палку, палка ударила галку.
  2. Ткет ткач ткани на платки Тани.
  3. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  4. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

Проговаривайте  скороговорки около 10 минут в день, с каждым разом стараясь увеличить скорость произношения, и тогда через несколько недель вы ощутите эффект.

Эпитеты. Перед вами эпитеты, и их много, они красивы и разнообразны. Ваша задача ‑ подобрать к каждому эпитету существительное, но так, чтобы эти существительные не повторялись. Род можете менять по своему усмотрению ‑ мужской, женский, средний, любой.

Ангельский, аристократический, аскетический, бандитский, безвольный, бездумный, беззаботный, безмятежный, беспечный, бессмысленный, бесхитростный, библейский, благодарный, благодушный, благожелательный, благородный, благородно-строгий, благочестивый, бойкий, глупый, гневливый, гневный, горделивый, гордый, грозный, грустный, демонский, дерзкий, добродушный, добрый, доверчивый, довольный, дружелюбный, жадный, жалкий, желчный, жёсткий, жестокий, живой.

Синонимы. Задание состоит в том, чтобы объяснять самому себе максимально подробно, чем отличаются друг от друга синонимы и в чём они одинаковы. Синонимы следует брать из словаря синонимов или придумывать самостоятельно.

Например, такие па

быстрый ‑ скорый, быстрый ‑ мгновенный, быстрый ‑ стремительный, быстрый ‑ торопливый, быстрый ‑ проворный, быстрый ‑ лихой, быстрый ‑ резвый, быстрый ‑ бойкий, быстрый ‑ реактивный, быстрый ‑ скоростной, быстрый ‑ юркий, быстрый ‑ быстроходный, быстрый ‑ оперативный, быстрый ‑ расторопный, быстрый ‑ прыткий, быстрый ‑ шустрый;

Значение слов. Попытайтесь по виду слова, по его звучанию, по ощущениям объяснить, что это слово обозначает и почему.

Например, «мохта» может быть какой-нибудь вещью из гардероба женщины, «мессанра» ‑ цветком, а «гриц» ‑ алкогольным напитком. «С бокалом грица она вернулась в гостиную, села в кресло, небрежно бросив мохту на пол, и без каких-либо эмоций стала рассматривать подаренную Ипполитом роскошную мессанру». Бедный Ипполит.

Придумайте и объясните, что означают эти слова, а потом возьмите другие и объясните их тоже:

Хмагра, имуксиль, аббанид, менелдин, глан, каелеб, ингор, тамбаро, синкахунда, омод, векром, преска, свобу, гармак, ихмаса, лопотбер, почь, курьма, зобудба, гариса, лунги, дучки, заря, ошуган, линолеум, дабу, ухват, печень, звук.

 Аббревиатуры.  Процесс их расшифровывания бывает очень занимательным, а главное ‑ полезным, особенно если не сковывать себя ничем.

ЛГВНМ ‑ Люблю грозу в начале мая

ЯППГЧТУ ‑ Я получил по голове чем-то тяжелым и увесистым

СНВКС ‑ Слон начал визжать как сумасшедший

Продолжите:

ППРСКТИГ ‑АЧТУЗЗСФ ‑ХБТСМВКНОФЯ ‑ОТИЗВ ‑ХУТЛККУМТ‑ГСНТИДЧТПДИТЖ ‑ЗФЦУКБСДНР ‑ХЕРГСЧПДВБ ‑ЦКУПЧД ‑ЛОПОНФИОПЧРТ

ИЛИ лучше взять это на развитие словарного запаса? Упражнение «Алфавит». Вам нужно придумывать предложения, слова в которых начинаются на каждую букву алфавита по порядку. К примеру: «Антоша бродит в гуще деревьев, ест жимолость, зевает. И красоты леса мило, нежно очаровывают …» и т.д. Старайтесь придумывать предложения, используя все буквы: от А до Я.

Рекомендации

     1. Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите

         уровень эрудиции.

  1. Избавляйтесь от слов-паразитов.
  2. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.
  3. Будьте уверенными в себе.
  4. Совершенствуйте технику речи.
  5. Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
  6. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством!
  7. Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль. Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.

Развитая личность, с четко сформированными ценностями, позволяет педагогу:  четко стоять на своих позициях,  иметь собственный взгляд на все происходящее в мире, находить в плохих ситуациях позитив,  жить полной, яркой, самостоятельной жизнью, ценить каждую минуту жизни,  наслаждаться тем, что имеешь, радоваться победам других, отвечать за свои поступки.

Материал подготовил педагог-психолог Лобанова Е.Е.

6-11-2020, 13:14 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


О ПМПК Специалисты Прием на ПМПК Прием в ДОУ и С(к)ОУ Родителям
Психологи Логопеды
Руководители ГПО План работы ГПО Конкурсы Творческие группы Повышение квалификации
Ноябрь 2020 (13)
Октябрь 2020 (9)
Сентябрь 2020 (17)
Август 2020 (4)
Июнь 2020 (2)
Май 2020 (22)
Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр