Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов




Шпаргалка для педагога

Не люб ты мне...

Хотя и считается, что учителя должны любить детей, не всегда это возможно.

Урок. Двадцать девять пар глаз внимательно смотрят на учителя, стараясь понять новую тему. И только один Вася (Петя, Саша, Паша) хихикает, толкает в бок соседа по парте и всеми силами показывает, как ему неинтересно. Да, ребёнок непростой, да, он так привык получать внимание. Конечно, стоял бы возле доски выдающийся педагог, он непременно нашёл бы подход, заинтересовал и вовлёк сопротивляющегося ученика в процесс получения знаний. Но это обычный учитель. И у него дома ещё своих двое, и тетради проверять, и журнал заполнять, да и удержать внимание 29 детей крайне непросто. А тут ещё это "чудо". Любить его? Надо бы, да не получается.

Да и должен ли учитель любить всех детей? Конечно, не должен. Он живой человек со своими симпатиями и антипатиями. Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Проще любить учеников, когда видишь в них поддержку и заинтересованность. Если они стараются, работают на уроке, выполняют требования педагога. Тут и оценку плохую рука поставить не поднимется. Сложно любить тех, кто нарушает дисциплину, требует к себе повышенного внимания, мешает вести занятия. А иногда просто один ученик нравится, другой нет, и ничего с этим не поделаешь. И это нормально. Ненормально, когда учитель свои симпатии и антипатии открыто демонстрирует и, более того, опускаясь на уровень ребёнка, начинает не всегда осознанно "мстить" неугодному: занижать оценки, унижать, высмеивать. Тогда, особенно в начальной школе, ребёнок может стать изгоем в классе, а то и жертвой травли со стороны сверстников, которую учитель будет негласно поддерживать.

Каким бы ни был ребёнок в школе, для родителей он должен оставаться самым лучшим .

Как иначе он сможет полюбить и принять себя? Именно семья должна быть точкой опоры. Школа же даёт детям не только знания, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей - учителей. Причём опыт как позитивный, так и негативный. И если вашему ребёнку не повезло и педагог по тем или иным причинам его не полюбил, задача родителей - решить эту проблему.

- Есть дети, требующие к себе постоянного внимания, - объясняет психолог центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ульяна Зинова. - Но это не значит, что такой ребёнок для педагога становится предпочитаемым и вызывает особую симпатию. Да, в классе есть дети, которые нравятся учителю. Но вот демонстративно показывать своё отношение - это уже непрофессионально. Значит, учитель не умеет принимать всех детей такими, какие они есть. Во многом это зависит от личных качеств педагога: насколько он умеет в целом принимать других людей, в том числе нестандартных, отличающихся от большинства.

Стать в школе отвергаемым, в том числе и учителем, опасно и для ребёнка, и для самого педагога с точки зрения его профессионализма, уверен специалист.

Недопустимо, если учитель демонстрирует свою нелюбовь, пренебрежение к ученику или даже проявляет психологическое насилие.

Не секрет, что зачастую травлю, буллинг в классе провоцируют педагоги. Иногда провоцируют тем, что не замечают, как дети травят одного ребёнка, не заступаются за нелюбимых самими же учителями, молча поддерживают насилие, что в итоге приводит к "болезни" всего коллектива.

Если выяснится, что ребёнок не только не попал в число любимчиков, но учитель демонстративно показывает своё негативное к нему отношение - занижает оценки, унижает, не обращается по имени и так далее, важно понимать, что до 12-13 лет дети ещё не могут постоять за себя в конфликте со взрослым. Это уже в старших классах подросток может сказать учителю, что ему не нравится. До этого времени исправлять ситуацию придётся родителям.

- Призываю родителей заступаться за детей, идти на разговор с учителем, объяснять свои опасения, - говорит Ульяна Зинова. - Можно сказать: "Мне кажется, что вы его недолюбливаете, потому что оценку, которую вы поставили, считаю заниженной. По каким критериям вы выставляете оценки?" Также зачастую достаточно попросить учителя не называть ребёнка по фамилии, если его это задевает. Объясняйте педагогу свою позицию и старайтесь сделать его помощником, а не врагом. Если учитель жалуется на плохое поведение вашего чада, на его сложности в усвоении материала, попросите у него профессиональный совет о том, что вы как родитель можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Когда педагог будет видеть вашу доброжелательность и заинтересованность, скорее всего, постепенно и его отношение к ученику станет меняться. Но в том, что касается унижений, задача родителей - чётко дать понять, что вы не позволите жестокости в отношении своего ребёнка. Объясните учителю: "Вы не обязаны любить моего сына или дочь, но я не позволю проявлять в его отношении моральное насилие". Важно вести диалог и помогать учителю принимать детей такими, какие они есть. Моя позиция: либо педагог перестраивается и учится показывать ко всем ровное отношение, либо ему нет места в школе. Что касается отношений подростков и учителей, тут уже дети могут сами отстаивать свои права и границы через диалог, через умение договариваться, обозначать свои чувства и пожелания. Да, это нормально, если подросток подойдёт к учителю и скажет: "Мне неприятно, когда вы так со мной разговариваете".

Одновременно не забывайте объяснять ребёнку, что если педагог его недолюбливает - это не страшно, каждый имеет право любить или не любить другого человека. И это совершенно не зависит от того, плохой ты или хороший. Главное, что его любят родители, друзья. А задача учителя - объяснять предмет, давать знания.

Обычно диалог с учителем способствует скорейшему решению проблемы. Но что делать, если разговоры не помогли? Следующий шаг - обратиться к социальному педагогу, психологу для помощи в урегулировании ситуации. Если и после этого ничего не меняется - подойти к заведующему по воспитательной работе с просьбой повлиять на учителя. Нет результата - идите к директору. Особенно важно, отмечает психолог, чтобы учитель относился к ребёнку благосклонно, с теплотой, с эмпатией и принятием, в начальной школе. Если разговоры ни с педагогом, ни с психологом, ни с администрацией школы ничего не изменили и предвзятое отношение и моральное давление не прекращаются, отрицательно сказываясь на психологическом и эмоциональном состоянии ученика, - стоит сменить школу или класс, пойти туда, где будет более понимающий педагог.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Зинова У.А.,

                              доктор психологических наук.

16-11-2020, 15:19 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


О ПМПК Специалисты Прием на ПМПК Прием в ДОУ и С(к)ОУ Родителям
Психологи Логопеды
Руководители ГПО План работы ГПО Конкурсы Творческие группы Повышение квалификации
Ноябрь 2020 (13)
Октябрь 2020 (9)
Сентябрь 2020 (17)
Август 2020 (4)
Июнь 2020 (2)
Май 2020 (22)
Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр