Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Январь 2021 (13)
Декабрь 2020 (25)
Ноябрь 2020 (9)
Октябрь 2020 (7)
Сентябрь 2020 (15)
Август 2020 (4)



Работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования.

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями. По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.

Практически в любом образовательном учреждении вместе со здоровыми детьми обучаются дети с особыми потребностями, среди которых: 1) детей с ЗПР от 15 до 25%; 2) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 10 – 12%; 3) детей с нарушениями сенсорных систем – 20%. Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей. Однако в настоящее время осуществление данного подхода является проблематичным, поскольку в современных образовательных учреждениях педагоги не обладают достаточными знаниями и опытом в работе с детьми с ОВЗ. Педагогический коллектив образовательного учреждения не готов реализовать задачи инклюзивного образования, отсутствуют знания о психологических особенностях работы с детьми данной категории, отсутствуют необходимые умения в работе с данной категорией детей. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей, поэтому столь тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников. В рамках инклюзивного образования для личностной и профессиональной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения необходимы: 1) знания педагогов о том, что такое инклюзивное образование, каковы его особенности и в чем его отличие от других форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) знание психологических, личностных и возрастных особенностей развития детей в условиях инклюзивного образования; 3) знание методов проектирования педагогического процесса для грамотного построения психологического и дидактического совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих особых образовательных потребностей; 4) умение грамотно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса. Работники образовательного учреждения, прежде всего, должны быть готовы к созданию благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ в массовых школах, а также, быть готовым к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Выделяют 3 доминирующих компетенции педагогических работников в системе инклюзивного образования: 1) умение находить индивидуальный подход для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями; 2) умение организовывать процесс обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; 3) обладать знаниями о специфике физиологии и психических процессов детей с особыми образовательными потребностями.

Материал подготовил педагог-психолог Ржевская Е.В.

29-12-2020, 15:44 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр