Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Педагогу коррекционного образования

«Изучение уровня наглядно-образного мышления детей с косоглазием и амблиопией,                         достаточного для лечения их на специальных медицинских аппаратах»

В структуре общего развития ребенка особое место занимает образное мышление, обеспечивающее формирование обобщенных и динамических представлений об окружающем мире.

Одним из объективных показателей подготовленности ребенка к лечению на специальных медицинских аппаратах является уровень наглядно-образного мышления ребенка. Состав детей с нарушением зрения значительно усложняется как по степени и глубине нарушения зрения, так и по наличию сопутствующих заболеваний. Все это сказывается и на развитии наглядно-образного мышления слабовидящих детей. Неоднородный состав детей с нарушением зрения и наличие разных уровней развития наглядно-образного мышления предполагает необходимость дифференцированного подхода к этим детям.

Определение уровня наглядно-образного мышления слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией, детей с нарушением зрения и ЗПР (смешанные дефекты) проводится в сравнении с нормально видящими детьми.

Изучение состояния и особенности наглядно-образного мышления проводится с использованием следующих методик:

1. Методика выявления степени ориентации ребенка на схему и условные обозначения, т.е. схематизированные образы;

2. Методика выявления способности детей с нарушением зрения использовать «заместители»;

3. Исследование уровня наглядно-образного мышления на материале матричных задач Дж. Равена;

4. Методика выявления состояния наглядно-образного мышления у детей с нарушением зрения «Рисование по точкам»;

5. Диагностика развития наглядно-образного мышления «Нахождение образных несоответствий в картинках - «нелепицах»;

1. Методика выявления степени ориентации ребенка на схему и условные обозначения. Исследование по методике выявления степени ориентации на схему и условные обозначения показывает особенности развития наглядно-образного мышления. Для этой цели используется предложенный Л.А. Венгером и В.В. Холмовской эксперимент, с помощью которого выясняются способы ориентировки, доступные ребенку, умение ориентироваться по двум признакам или только по одному, выясняется качественная характеристика применения схематизированных образов. Детям предлагается пространственная ситуация, включающая разветвленную систему дорожек с домиком в конце каждого ответвления. Кроме того, ребенку дается схематическое изображение пути к домику, включавшее, в одних случаях, указание направлений, а в других, систему ориентиров, пользуясь которыми можно было найти нужный домик.

Можно использовать задания, где ребенку необходимо ориентироваться одновременно на два признака: направления и ориентир. Варьируется характер изображения направлений пути и ориентиров на схеме, а также пути, точно повторяющие изгибы и направления дорожек. Схемы в данном случае выступают для детей в качестве модели реального объекта.

Детям предлагаются полянки с изображением различных разветвленных дорожек. Два листа - для двух вводных задач, пять - для десяти основных. Два домика на полянке для вводных задач и по шестнадцать на полянках с первой по четвертую, на полянке №5 - 32 домика. Полянка А для вводной задачи, представляет собой дорожку с одним разветвлением, части которой отмечены определенными ориентирами. Полянка В, для второй вводной задачи, представляет собой дорожку с одним разветвлением без каких - либо ориентиров. На полянке №1 изображена разветвленная дорожка без ориентиров, а на остальных полянках каждый отрезок дорожки после разветвления помечен определенным ориентиром, причем на полянке №2 одни и те же ориентиры даны в разной последовательности. На полянке №3 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. На полянке №4-5 даны только два типа ориентиров (гриб и елочка), которые повторяются в разной последо­вательности и расставлены на отрезках пути в точках разветвления. К каждой полянке прилагаются определенные карточки-«письма», изо­бражающие условно путь к одному из домиков. Для вводных полянок по 7 «писем», а для остальных - по два «письма». Ребенок вместе с экспе­риментатором переходит от полянки к полянке, выслушивая инструкцию, совершает поиск.

Дети с нарушением зрения могут соотносить указания письма с изображением на картинке «полянке», используя только ориентиры или только изображения направления пути, но не решают задачи, требующие одновременного учета направления пути и ориентиров. Детям с косоглазием и амблиопией, а также детям со смешанными дефектами доступно построение и применение пространственных представлений лишь простейших структур, а более сложные пространственные образы у них не возникают или не удерживаются в памяти.

2. Методика выявления способности детей с нарушением зрения использовать «заместители». Исследование по второй методике показывает, что у детей с нарушением зрения быстро теряется ориентировка на схему, зрительные образы угасают и предметы размещаются в случайном порядке.

Понятие модель - оригинал, соотнесение квадрата - заместителя с соответствующим предметом складывается после большого количества упражнений, т.е. многократного предъявления объекта. Это свидетельствует о том, что у детей страдает и легкость воспроизведения -основа развития образной памяти.

3. Исследование уровня наглядно-образного мышления на материале матричных задач Дж. Равена. Матричные задачи Дж. Равена дети с нарушением зрения решают на уровне наглядно-образного мышления. Больший процент успешности при решении и задач на установление простого тождества, а вот решение задач по принципу центральной симметрии затруднено особенно у детей со смешанными дефектами из-за неумения оперировать образами при мыленном заполнении пропуска.

Детям предлагаются задачи Равенна (цветной вариант - наборы А и Ав) - всего 12 задач. Выявляются способы восприятия невербальных задач, качественный анализ различий в их решении на уровне наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Каждая из предложенных задач состоит из двух частей: матрицы, содержащие условия задачи и вариантов ее решения (кусочков). Задача заключается в том, чтобы выполнить пробел в изображении, выбрав один из кусочков, изображенных на матрице. Первый этап помощи. Второй тип составляют задачи, где решение основывается на дополнении до целого по принципу центральной симметрии. Кроме учета правильных решений, полученных при первой пробе, детям должна оказываться помощь, состоящая из трех этапов. Если ребенок решил задачу неправильно, ему сообщали об этом и просили подумать еще. Это будет стимуляция мыслительной деятельности.

Второй этап помощи. Если ребенок по-прежнему не справляется с решением задачи, вычленяются в наглядной ситуации ее существенные трудности, условия задачи.

Третий этап помощи. Если ребенок и в этом случае не может решить, то необходимо предложить решить ее с передвижными вкладышами. Эта задача решается уже не на уровне оперирования образами при мысленном заполнении пропуска, а на уровне наглядно-действенного мышления.

В ходе эксперимента должны записываться все ошибки, допущенные при решении, до и после каждого вида помощи. Полученные результаты фиксируются в протоколах. Данные анализируются, вычленяется процент успешности решения.

4. Методика выявления состояния наглядно-образного мышления у детей с нарушением зрения «Рисование по точкам». Задания по методике «Рисование по точкам» со зрительно воспринимаемыми ориентирами (опорным точкам) побуждают ребенка к более направленным пространственно-ориентировочным действиям. Чем лучше анализирует ребенок пространственные признаки и отношения между предметами, элементами изображаемых предметов, тем точнее действует при копировании образца, тем меньше ошибок в построении. Низкие качественные показатели по данной методике у слабовидящих детей с ЗПР говорят о неумении выполнять такие задания; о несформированности графических зрительных образов; о недостаточности зрительно-двигательной координации.

Детям предлагается воспроизвести рисунок — образец, соединяя по определенному правилу точки, нанесенные на листе бумаги. Детям даются карточки-задания с образцом и системой точек. Уровень мыслительных операций с образцом определяется по точности передачи его характерных особенностей симметрии и ассиметрии, величины углов. Всего используется шесть изображений-образцов. Три из них (флажок, домик, лесенка) содержат разное количество опорных точек (соответственно шесть, девять, двенадцать), а три другие (елочка, ракета, башня) - одинаковое по одиннадцать точек. Все объекты отличались друг от друга значительно по своей конфигурации и, следовательно, взаимным расположением основных ориентиров.

5. Диагностика развития наглядно-образного мышления «Нахождение образных несоответствий в картинках - «нелепицах». Успешность решения задач по методике «Нахождение образных несоответствий в картинках - «нелепицах» на низком уровне не только у слабовидящих детей, детей со смешанными дефектами, но и у детей с косоглазием и амблиопией. Дети путают животных по внешнему виду (зебру с тигром, жирафа со змеей), а чаще образ животного не возникает вообще. Это говорит о том, что представления о животных искажены или не сформированы, обеднены.

По результатам исследования можно констатировать, что у детей с нарушением зрения страдает целостное, детальное восприятие. Детям трудно узнавать обозначения и детали изображения на рисунках, чертежах, схемах. Трудности восприятия формы, размеров, в оценке положения предметов. Почти у всех детей проявились особенности формирования зрительных образов и представлений (удлинение стадий). Они зависят от сложности изображений, предметов, опыта ребенка в оперировании образами, характера и степени нарушения зрения.

Результаты исследования показывают относительную зависимость своеобразия мыслительной деятельности от состояния зрительных

функций, зрительного опыта и сопутствующей нарушению зрения задержке в психическом развитии детей.

Важную роль в развитии образного мышления имеет зрительное восприятие. Зависимость зрительного восприятия от мышления проявляется уже на этапе формирования образа, включающим различение и объединение признаков объекта. Высокий уровень зрительного восприятия во многом определяет и уровень развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

С целью выявления уровня зрительного восприятия в период предаппаратной подготовки используются следующие три методики: методика формирования образов гетерохромных изображений; методика формирования эталонов цвета и формы в процессе восприятия цвета силуэтных и контурных, предметных изображений; методика формирования навыков дифференцировки размеров изображений.

Выявление уровня зрительного восприятия, достаточного для лечения на специальных медицинских аппаратах

Для выявления уровня зрительного восприятия у детей используются методики:

1. Методика формирования образов гетерохромных изображений.

2. Методика формирования эталонов цвета и формы в процессе восприятия цвета силуэтных и контурных, предметных изображений.

3. Методика формирования навыков дифференцировки размеров изображений. '

1. Методика формирования образов гетерохромных изображений.

Данная методика направлена на компенсацию нарушений различимости цветового тона и хроматической контрастности, развития пространственного восприятия и зрительно-моторных координации, формирование способности к построению изображений из отдельных частей с опорой на его мнемический образ, а так же на совершенствование кратковременного запоминания и оперативного воспроизведения образа памяти.

Детям предъявляется 8 квадратов небольших размеров, один из . которых окрашен в черный цвет, а остальные в насыщенный красный, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый. Затем эти квадраты изымаются из перцептивного поля, после 1-2 минут предъявляется карточка-эталон, на которой изображен один большой квадрат, состоящий из четырех маленьких квадратов разного цвета, который демонстрируется в течение минуты. Ребенок должен запомнить его цветовую композицию, взаиморасположение малых квадратов разного цвета. Затем карточка убирается, и перед ребенком выкладываются снова те же 8 маленьких квадратов. Из этого ряда ребенок выбирает 4, необходимые для того, чтобы собрать их в один большой квадрат, что и на карточке - образце. От задания к заданию последовательность, а также цветовая композиция карточки - эталона меняется. Фиксируется время построения большого квадрата, допущенные ошибки анализируются вместе с ребенком.

2. Методика формирования эталонов цвета и формы в процессе восприятия цвета силуэтных и контурных, предметных изображений.

Используется 7 изображений, каждое из которых представлено в пяти цветах: черном, зеленом, синем, красном, желтом на белом фоне.

В основе образа предмета лежат овал и треугольник (поросенок и елка). Вначале предлагается 35 изображений разного цвета и формы, которые нужно сгруппировать по цвету, независимо от формы, а затем по форме независимо от цвета.

Во втором задании, эти же операции дети выполняют с набором контурных изображений.

3. Методика формирования навыков дифференцировки размеров изображений.

Зрительный поиск фигур определенного размера осуществляется в условиях их маскировки другими изображениями и их элементами, что требует концентрации внимания в сочетании с умением анализировать пространственную структуру перцептивного поля.

В качестве целевого изображения используются круги пяти размеров. Круги одного размера имеют разный цвет и в разной степени зашумлены помехами в виде прямоугольников, треугольников, прямых и ломаных линий, точек. Ребенок должен найти и показать каждый из пяти разметов образцов.

Знание состояния наглядно-образного мышления детей с косоглазием и амблиопией, даст возможность тифлопедагогу результативно организовать коррекционную работу по их подготовке к лечению на синотипных аппаратах.

Материал подготовил: учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП",

                           тифлопедагог Рыжова Е.Ю.

1-02-2022, 13:05 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр