Предупреждение нарушений чтения и письма у ребёнка
Сейчас среди детей очень распространены нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия) Проявляются они в том, что в первом классе ребёнок не может толком научиться читать и писать.
При чтении ребёнок допускает следующие ошибки:
- Не может составить из букв слоги (отрывает их буквы друг от друга);
- Переставляет местами звуки в слове;
- Неправильно читает буквы;
- При чтении пропускает буквы;
- Может добавлять лишние звуки;
- Читает очень медленно;
- Плохо понимает прочитанный материал;
- Не запоминает прочитанное, не может его пересказать.
При письме ребёнок допускает следующие ошибки:
- Не удерживает строку, пишет криво, съезжает со строки;
- Пишет буквы разного размера; плохой почерк
- Вместо одних букв пишет другие;
- Добавляет или пропускает буквы;
- Переставляет буквы местами;
- Разрывает слово на части;
- Пишет слова слитно;
Причины формирования нарушений чтения и письма
- У ребёнка нарушен речевой слух – он не различает на слух (в том числе и в своей речевой памяти) одни звуки от других. Поэтому он путает при чтении и на письме те звуки, которые плохо различает.
- Ребёнок путает произносительные образы звуков – то есть он путает артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки.
- Ребёнок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.
- Ребёнок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объём материала (зрительного или слухового или того и другого одновременно). Например, он не может воспринимать целиком всё слово (или предложение) Отдельные его части (или слова) выпадают из поля его зрения или слуха.
- Ребёнок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определять последовательность букв или звуков в слове.
- У ребёнка недостаточно чёткие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо, он может писать неправильно буквы (зеркально).
Чтобы выяснить, предрасположение ребёнка к нарушениям чтения и письма, нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию), а также уровень сформированности у него умственных действий. Нужно проверить:
- Нарушен ли у ребёнка речевой слух.
- Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова, предложения).
- Устойчивы ли произносительные навыки.
- Хорошо ли он воспринимает и анализирует речевой материал.
- Достаточный ли объём зрительного материала ребёнок воспринимает и может удерживать в памяти.
- Достаточный ли объём слухового материала ребёнок воспринимает и может удерживать в памяти.
- Способен ли ребёнок улавливать последовательность зрительных объектов.
- Способен ли ребёнок улавливать последовательность слуховых объектов.
- Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения.
Проверка речевого слуха
Если ребёнок при проверке звукопроизношения путает звуки, это может говорить о нарушении речевого слуха.
Ребёнок может смешивать между собой пары звуков: [с - ш], [з - ж], [ч - ц], [с - ц], [с - з], [ш - ж], [ш - щ], [ч - щ],
[р - л], [л - й], [р - й], [г - к], [д - т], [в - ф].
Как проверить речевой слух?
- Взрослый произносит ряд звуков, например: [р], [б], [м], [л], [с], [р], [в], [п]….. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышит звук [р].
- Задание тоже, но теперь ребёнок поднимает руку на звук [л].
- Задание аналогичное, но теперь взрослый произносит слоги. Произносить надо чётко, тянуть первый звук.
Восприятие единиц речи
Развитие способности к восприятию и анализу зрительного материала.
- Разложите перед ребёнком геометрические фигуры: ромб, квадрат, треугольник, круг, полукруг, круг с неровными очертаниями, овал, пятиугольник. Показывайте ребёнку фигуру и просите его найти среди лежащих на столе такую же.
- Положите перед ребёнком эти же геометрические фигуры. Он должен разложить их на две кучки: похожие к похожим. В одну кучку отложить ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник; в другую – круг, овал, полукруг и круг с неровными очертаниями. Попросите его объяснить, почему он именно так рассортировал фигуры.
- Ребёнок должен находить отличия на двух похожих картинках.
- Ребёнок должен рассказать, чем отличаются два похожих предмета (например, стол и стул, тарелка и блюдце).
Следующие задания подходят для того, чтобы начать знакомить ребёнка с названиями букв. Название букв должно полностью совпадать со звучанием звука (то есть буква Р должна называться [Р], а не ЭР, буква П - [П], а не ПЭ и т.д.)
- Положите перед ребёнком несколько сходных по начертанию букв (например: Р, Я, Ь, Б, В, Ы; или П, Н, И, Й). Показывайте ребёнку одну из букв, он должен найти на столе такую же.
- Покажите ребёнку две похожие между собой буквы: Ш – Щ, Ц – Щ, Б – В, Г - Т, З – В, К – Ж, Ч – Я, Р – Ь, Ь – В, Ь – Б, Г – Б, О – Ю, Е – Ё, И – Й, С – О, З – В. Он должен из первой буквы дорисовать вторую.
- Положите перед ребёнком две буквы. Он должен реконструировать первую букву во вторую (что-то дорисовать, что-то замазать белым маркером), например: П – Н, П – И, Н – И, О – С, О – Э, Л – А, В – Ь, Ы – Ъ, Х – У, Ф – О, Я – Ж, М – П, Р – Ь.
Увеличение объёма зрительного материала, который ребёнок может удерживать в памяти.
- Положите перед ребёнком 7 – 8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один предмет. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.
- Положите перед ребёнком 6 – 7 картинок, ребёнок должен их запомнить. После этого смешайте эти картинки с другими 8 – 10 картинками. Ребёнок должен найти те картинки, которые он запомнил.
- В дальнейшем увеличивайте количество предметов и картинок до 10.
- Два предыдущих задания ребёнок должен выполнять на материале простых по начертанию букв (количество букв увеличивайте от 5 до 8.)
- Ребёнок должен по памяти после кратковременного показа назвать различные геометрические фигуры.
- Ребёнок должен нарисовать простую по начертанию букву по образцу, а затем по памяти после кратковременного показа (например: П, Т, Г, Л, С, О, Р, Х, Ь).
- Покажите ребёнку простой предмет (мяч, ручку, книгу…), затем уберите. Ребёнок должен по памяти рассказать, что это был за предмет, какой он формы, цвета, величины и т. д.
Увеличение объёма слухового материала, который ребёнок может удерживать в памяти.
- Ребёнок должен запомнить 7 – 8 простых, коротких слов (например: лес, дом, мама, сон, день, кино; или утро, дым, забор, сын, ковёр, рана). Повторите ребёнку слова несколько раз. Через пять минут он должен назвать вам эти слова.
- Вы называете ребёнку слово, а он для лучшего запоминания подбирает к нему картинку из предложенных. Затем вы называете следующее слово и т. д. Через пять минут, просматривая картинки, ребёнок должен вспомнить те слова, которые вы ему называли. Он должен запомнить 6 – 8 слов.
- В дальнейшем количество слов увеличивается до десяти.
- Ребёнок должен запомнить три простых предложения (например: Мама моет посуду. На улице идёт дождь. Мальчик катается на велосипеде.). Можно повторить их 2 – 3 раза. После этого ребёнок должен повторить предложения.
- Ребёнок должен придумать три предложения по трём сюжетным картинкам и запомнить их. Затем, просматривая картинки, он должен их повторить по памяти.
- Покажите ребёнку 3 – 4 картинки с изображением различных предметов (кошка, человек, велосипед и т. д.). Попросите его придумать с каждым из этих слов по предложению. Затем, просматривая картинки, ребёнок должен их повторить дословно по памяти.
Развитие способности к восприятию и анализу последовательности зрительных объектов.
- Положите перед ребёнком в ряд 7 – 8 предметов. Попросите его отвернуться и в это время поменяйте в ряду два предмета местами. Ребёнок должен восстановить последовательность предметов в ряду.
- Поставьте перед ребёнком в ряд 7 – 8 предметов, затем смешайте их. Ребёнок должен по памяти восстановить нарушенный ряд.
- Постепенно увеличивайте количество предметов до десяти.
- Два описанных выше задания выполняйте с ребёнком на материале букв. Выбирайте не похожие друг на друга по начертанию буквы.
- Положите перед ребёнком две-три буквы (которые он уже знает) подряд, попросите сказать вам, какая буква в ряду лежит первой, какая второй, какая третьей.
- Положите перед ребёнком 4-5 букв подряд. Называйте ему буквы, которые он должен поменять местами, ребёнок должен выполнять ваши инструкции.
Развитие способности к восприятию и анализу последовательности слуховых объектов.
- Воспроизводите за спиной у ребёнка знакомые ему звуки в определённой последовательности (можно использовать вперемежку речевые и неречевые звуки)
Звуковой ряд должен включать в себя 7 – 8 звуков. Ребёнок должен повторить за вами последовательность звуков.
- Воспроизводите за спиной у ребёнка знакомые ему звуки в определённой последовательности (можно использовать вперемежку речевые и неречевые звуки), как в предыдущем задании. После этого воспроизведите этот же звуковой ряд, пропустив один звук. Ребёнок должен сказать, какой звук вы пропустили.
- Количество звуков увеличивать до десяти.
- Произнесите три гласных звука (например: [а], [о], [у] или [у], [ы], [э]. ребёнок должен повторить этот ряд за вами. Количество звуков увеличить до пяти.
- Произнести три гласных звука (как в предыдущем случае), а затем только первый и последний звуки ряда. Ребёнок должен определить, какой звук вы не произнесли. Звуковой ряд нужно произнести три раза подряд.
- Произнесите подряд два согласных звука (желательно, чтобы оба звука или хотя бы первый можно было тянуть, например: [шр], [вр], [сш], [хш], [хф], [мб]. Ребёнок должен сказать, какой звук в звукосочетании идёт первым, какой второй.
- Вы должны произносить открытые ([ма], [со], [лы], [жу]) и закрытые ([ар], [ос], [уш], [им]) слоги. Ребёнок должен сказать, какой звук идёт первым, какой вторым.
Восприятие пространственных отношений
Чтобы научиться хорошо читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в пространстве:
различать верх - низ, лево – право.
- Выясните ведущую руку у ребёнка.
- Насколько хорошо он ориентируется в собственном теле.
- Ориентировку в окружающем пространстве.
Упражнения для выработки навыка ориентировки на листе бумаги.
- Графический диктант
Интересным и очень полезным упражнением для выработки ориентировки на плоскости листа в клетку являются графические диктанты, когда по словесной инструкции ребёнок изображает фигуру. При этом обязательно задаётся начало работы точкой – это «старт». К «финишу» ребёнок приходит сам. «Старт» и «финиш» должны совпасть. Но сначала, желательно, научить ребёнка вычерчивать карандашом бордюры по образцу и инструкции взрослого. Берутся только направления вверх, вниз, влево, вправо с указанием количества клеток. Затем даются более сложные команды, которые сначала отрабатываются в медленном темпе и сопровождаются движением рук ребёнка: «Подними правую руку вверх наискосок, опусти вниз наискосок, подними левую вверх наискосок, опусти вниз наискосок. Изобрази на бумаге направления стрелками: вправо - вверх наискосок, вправо - вниз наискосок, влево – вверх наискосок, влево - вниз наискосок (бумага нелинованная).
При выполнении работы на листе в клеточку добавляется ещё и количественный ориентир, определяющий размер отрезка.
Обязательно работать простым мягким карандашом и ластиком. По завершении работы можно предложить ребёнку раскрасить, а при плохой моторике рук – заштриховать рисунок цветным карандашом.
Любую допущенную ошибку надо обсудить и исправить, приучая ребёнка проводить аккуратные линии.
- «Муха»
- Разграфить на клетки альбомный лист (12 – 16 клеток).
- К нижнему краю каждого квадрата приклеить цветноё квадрат – карман. В эти карманы можно будет прятать картинки, буквы, слоги и др.
- Игрушечная муха на резинке, чтобы закрепить её на пальце.
Правила игры:
- Заложить в ячейку букву или картинку и запомнить её местонахождение.
- Выбрать любую ячейку в качестве начала отсчёта.
- Объяснить ребёнку, что одна команда – это один перелёт мухи на другую ячейку: «Вправо – вверх – вниз – влево – вниз - муха!»
- Ребёнок должен отодвинуть шторку и найти «муху».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Медленный темп работы помогает ребёнку осознать, в какую сторону надо начать движение.
Если у ребёнка выработаны навыки ориентирования, роли меняются и ребёнок становится ведущим.
Закладывать можно две-три картинки или буквы. Затем из букв составить слово, а картинки обыграть (например, обобщающие понятия).
Развитие зрительного восприятия букв.
Чтобы ребёнок лучше запоминал печатные буквы, необходимо анализировать, из каких элементов состоит данная буква, как они расположены по отношению друг к другу: справа, слева, вверху, внизу, вертикально, горизонтально, наискосок.
Эти понятия необходимо вводить в словарь ребёнка постоянно и закреплять, проговаривая, в процессе конструирования букв из палочек и овалов.
Игра «Буквы поломались»
Ребёнку предъявляется карточка, например, без указания букв:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция: «Подумай, какую букву можно собрать из этих элементов».
В зависимости от возможностей ребёнка игра проводится в одном из трёх вариантов:
- По образцу, когда даётся буква К, а ребёнок конструирует ей. Из предлож6енных элементов, проговаривая свои действия.
- По инструкции, указывая какой из элементов надо взять и как его расположить, например: «Возьми самую длинную палочку и положи её вертикально; от середины её справа расположи две другие маленькие палочки так, чтобы одна была наискосок вверх, а другая наискосок вниз. Какая буква получилась?»
- Предъявить три палочки и попросить сделать из них букву.
Такие упражнения развивают оптико-пространственные отношения, речь, мышление.
Успехов в работе!
Подготовила учитель-дефектолог Гаевская Н.М.