Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Предупреждение нарушений чтения и письма у ребёнка

Предупреждение нарушений чтения и письма у ребёнка

 

Сейчас среди детей очень распространены нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия) Проявляются они в том, что в первом классе ребёнок не может толком научиться читать и писать.

 

При чтении ребёнок допускает следующие ошибки:

-      Не может составить из букв слоги (отрывает их буквы друг от друга);

-      Переставляет местами звуки в слове;

-      Неправильно читает буквы;

-      При чтении пропускает буквы;

-      Может добавлять лишние звуки;

-      Читает очень медленно;

-      Плохо понимает прочитанный материал;

-      Не запоминает прочитанное, не может его пересказать.

 

При письме ребёнок допускает следующие ошибки:

-      Не удерживает строку, пишет криво, съезжает со строки;

-      Пишет буквы разного размера; плохой почерк

-      Вместо одних букв пишет другие;

-      Добавляет или пропускает буквы;

-      Переставляет буквы местами;

-      Разрывает слово на части;

-      Пишет слова слитно;

 

Причины формирования нарушений чтения и письма

  • У ребёнка нарушен речевой слух – он не различает на слух (в том числе и в своей речевой памяти) одни звуки от других. Поэтому он путает при чтении и на письме те звуки, которые плохо различает.
  • Ребёнок путает произносительные образы звуков – то есть он путает артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки.
  • Ребёнок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.
  • Ребёнок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объём материала (зрительного или слухового или того и другого одновременно). Например, он не может воспринимать целиком всё слово (или предложение) Отдельные его части (или слова) выпадают из поля его зрения или слуха.
  • Ребёнок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определять последовательность букв или звуков в слове.
  • У ребёнка недостаточно чёткие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо, он может писать неправильно буквы (зеркально).

Чтобы выяснить, предрасположение ребёнка к нарушениям чтения и письма, нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию), а также уровень сформированности у него умственных действий. Нужно проверить:

  • Нарушен ли у ребёнка речевой слух.
  • Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова, предложения).
  • Устойчивы ли произносительные навыки.
  • Хорошо ли он воспринимает и анализирует речевой материал.
  • Достаточный ли объём зрительного материала ребёнок воспринимает и может удерживать в памяти.
  • Достаточный ли объём слухового материала ребёнок воспринимает и может удерживать в памяти.
  • Способен ли ребёнок улавливать последовательность зрительных объектов.
  • Способен ли ребёнок улавливать последовательность слуховых объектов.
  • Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения.

Проверка речевого слуха

Если ребёнок при проверке звукопроизношения путает звуки, это может говорить о нарушении речевого слуха.

Ребёнок может смешивать между собой пары звуков: [с - ш], [з - ж], [ч - ц], [с - ц], [с - з], [ш - ж], [ш - щ], [ч - щ],

[р - л], [л - й], [р - й], [г - к], [д - т], [в - ф].

 

Как проверить речевой слух?

  1. Взрослый произносит ряд звуков, например: [р], [б], [м], [л], [с], [р], [в], [п]…..   Ребёнок должен хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышит звук [р].
  2. Задание тоже, но теперь ребёнок поднимает руку на звук [л].
  3. Задание аналогичное, но теперь взрослый произносит слоги. Произносить надо чётко, тянуть первый звук.

Восприятие единиц речи

Развитие способности к восприятию и анализу зрительного материала.

  • Разложите перед ребёнком геометрические фигуры: ромб, квадрат, треугольник, круг, полукруг, круг с неровными очертаниями, овал, пятиугольник. Показывайте ребёнку фигуру и просите его найти среди лежащих на столе такую же.
  • Положите перед ребёнком эти же геометрические фигуры. Он должен разложить их на две кучки: похожие к похожим. В одну кучку отложить ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник; в другую – круг, овал, полукруг и круг с неровными очертаниями. Попросите его объяснить, почему он именно так рассортировал фигуры.
  • Ребёнок должен находить отличия на двух похожих картинках.
  • Ребёнок должен рассказать, чем отличаются два похожих предмета (например, стол и стул, тарелка и блюдце).

Следующие задания подходят для того, чтобы начать знакомить ребёнка с названиями букв. Название букв должно полностью совпадать со звучанием звука (то есть буква Р должна называться [Р], а не ЭР, буква П - [П], а не ПЭ и т.д.)

  • Положите перед ребёнком несколько сходных по начертанию букв (например: Р, Я, Ь, Б, В, Ы; или П, Н, И, Й). Показывайте ребёнку одну из букв, он должен найти на столе такую же.
  • Покажите ребёнку две похожие между собой буквы: Ш – Щ, Ц – Щ, Б – В, Г - Т, З – В, К – Ж, Ч – Я, Р – Ь, Ь – В, Ь – Б, Г – Б, О – Ю, Е – Ё, И – Й, С – О, З – В. Он должен из первой буквы дорисовать вторую.
  • Положите перед ребёнком две буквы. Он должен реконструировать первую букву во вторую (что-то дорисовать, что-то замазать белым маркером), например: П – Н, П – И, Н – И, О – С, О – Э, Л – А, В – Ь, Ы – Ъ, Х – У, Ф – О, Я – Ж, М – П, Р – Ь.                                                

Увеличение объёма зрительного материала, который ребёнок может удерживать в памяти.

  • Положите перед ребёнком 7 – 8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один предмет. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.
  • Положите перед ребёнком 6 – 7 картинок, ребёнок должен их запомнить. После этого смешайте эти картинки с другими 8 – 10 картинками. Ребёнок должен найти те картинки, которые он запомнил.
  • В дальнейшем увеличивайте количество предметов и картинок до 10.
  • Два предыдущих задания ребёнок должен выполнять на материале простых по начертанию букв (количество букв увеличивайте от 5 до 8.)
  • Ребёнок должен по памяти после кратковременного показа назвать различные геометрические фигуры.
  • Ребёнок должен нарисовать простую по начертанию букву по образцу, а затем по памяти после кратковременного показа (например: П, Т, Г, Л, С, О, Р, Х, Ь).
  • Покажите ребёнку простой предмет (мяч, ручку, книгу…), затем уберите. Ребёнок должен по памяти рассказать, что это был за предмет, какой он формы, цвета, величины и т. д.

Увеличение объёма слухового материала, который ребёнок может удерживать в памяти.

  • Ребёнок должен запомнить 7 – 8 простых, коротких слов (например: лес, дом, мама, сон, день, кино; или утро, дым, забор, сын, ковёр, рана). Повторите ребёнку слова несколько раз. Через пять минут он должен назвать вам эти слова.
  • Вы называете ребёнку слово, а он для лучшего запоминания подбирает к нему картинку из предложенных. Затем вы называете следующее слово и т. д. Через пять минут, просматривая картинки, ребёнок должен вспомнить те слова, которые вы ему называли. Он должен запомнить 6 – 8 слов.
  • В дальнейшем количество слов увеличивается до десяти.
  • Ребёнок должен запомнить три простых предложения (например: Мама моет посуду. На улице идёт дождь. Мальчик катается на велосипеде.). Можно повторить их 2 – 3 раза. После этого ребёнок должен повторить предложения.
  • Ребёнок должен придумать три предложения по трём сюжетным картинкам и запомнить их. Затем, просматривая картинки, он должен их повторить по памяти.
  • Покажите ребёнку 3 – 4 картинки с изображением различных предметов (кошка, человек, велосипед и т. д.). Попросите его придумать с каждым из этих слов по предложению. Затем, просматривая картинки, ребёнок должен их повторить дословно по памяти.

Развитие способности к восприятию и анализу последовательности зрительных объектов.

  • Положите перед ребёнком в ряд 7 – 8 предметов. Попросите его отвернуться и в это время поменяйте в ряду два предмета местами. Ребёнок должен восстановить последовательность предметов в ряду.
  • Поставьте перед ребёнком в ряд 7 – 8 предметов, затем смешайте их. Ребёнок должен по памяти восстановить нарушенный ряд.
  • Постепенно увеличивайте количество предметов до десяти.
  • Два описанных выше задания выполняйте с ребёнком на материале букв. Выбирайте не похожие друг на друга по начертанию буквы.
  • Положите перед ребёнком две-три буквы (которые он уже знает) подряд, попросите сказать вам, какая буква в ряду лежит первой, какая второй, какая третьей.
  • Положите перед ребёнком 4-5 букв подряд. Называйте ему буквы, которые он должен поменять местами, ребёнок должен выполнять ваши инструкции.

Развитие способности к восприятию и анализу последовательности слуховых объектов.

  • Воспроизводите за спиной у ребёнка знакомые ему звуки в определённой последовательности (можно использовать вперемежку речевые и неречевые звуки)

Звуковой ряд должен включать в себя 7 – 8 звуков. Ребёнок должен повторить за вами последовательность звуков.

  • Воспроизводите за спиной у ребёнка знакомые ему звуки в определённой последовательности (можно использовать вперемежку речевые и неречевые звуки), как в предыдущем задании. После этого воспроизведите этот же звуковой ряд, пропустив один звук. Ребёнок должен сказать, какой звук вы пропустили.
  • Количество звуков увеличивать до десяти.
  • Произнесите три гласных звука (например: [а], [о], [у] или [у], [ы], [э]. ребёнок должен повторить этот ряд за вами. Количество звуков увеличить до пяти.
  • Произнести три гласных звука (как в предыдущем случае), а затем только первый и последний звуки ряда. Ребёнок должен определить, какой звук вы не произнесли. Звуковой ряд нужно произнести три раза подряд.
  • Произнесите подряд два согласных звука (желательно, чтобы оба звука или хотя бы первый можно было тянуть, например: [шр], [вр], [сш], [хш], [хф], [мб]. Ребёнок должен сказать, какой звук в звукосочетании идёт первым, какой второй.
  • Вы должны произносить открытые ([ма], [со], [лы], [жу]) и закрытые ([ар], [ос], [уш], [им]) слоги. Ребёнок должен сказать, какой звук идёт первым, какой вторым.

Восприятие пространственных отношений

Чтобы научиться хорошо читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в пространстве:

различать верх - низ, лево – право.

  • Выясните ведущую руку у ребёнка.
  • Насколько хорошо он ориентируется в собственном теле.
  • Ориентировку в окружающем пространстве.

  Упражнения для выработки навыка ориентировки на листе бумаги.

  1. Графический диктант

Интересным и очень полезным упражнением для выработки ориентировки на плоскости листа в клетку являются графические диктанты, когда по словесной инструкции ребёнок изображает фигуру. При этом обязательно задаётся начало работы точкой – это «старт». К «финишу» ребёнок приходит сам. «Старт» и «финиш» должны совпасть. Но сначала, желательно, научить ребёнка вычерчивать карандашом бордюры по образцу и инструкции взрослого. Берутся только направления вверх, вниз, влево, вправо с указанием количества клеток. Затем даются более сложные команды, которые сначала отрабатываются в медленном темпе и сопровождаются движением рук ребёнка: «Подними правую руку вверх наискосок, опусти вниз наискосок, подними левую вверх наискосок, опусти вниз наискосок. Изобрази на бумаге направления стрелками: вправо - вверх наискосок, вправо - вниз наискосок, влево – вверх наискосок, влево - вниз наискосок (бумага нелинованная).

При выполнении работы на листе в клеточку добавляется ещё и количественный ориентир, определяющий размер отрезка.

Обязательно работать простым мягким карандашом и ластиком. По завершении работы можно предложить ребёнку раскрасить, а при плохой моторике рук – заштриховать рисунок цветным карандашом.

Любую допущенную ошибку надо обсудить и исправить, приучая ребёнка проводить аккуратные линии.

  1. «Муха»

-      Разграфить на клетки альбомный лист (12 – 16 клеток).

-      К нижнему краю каждого квадрата приклеить цветноё квадрат – карман. В эти карманы можно будет прятать картинки, буквы, слоги и др.

-      Игрушечная муха на резинке, чтобы закрепить её на пальце.

Правила игры:

  1. Заложить в ячейку букву или картинку и запомнить её местонахождение.
  2. Выбрать любую ячейку в качестве начала отсчёта.
  3. Объяснить ребёнку, что одна команда – это один перелёт мухи на другую ячейку: «Вправо – вверх – вниз – влево – вниз - муха!»
  4. Ребёнок должен отодвинуть шторку и найти «муху». 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медленный темп работы помогает ребёнку осознать, в какую сторону надо начать движение.

Если у ребёнка выработаны навыки ориентирования, роли меняются и ребёнок становится ведущим.

Закладывать можно две-три картинки или буквы. Затем из букв составить слово, а картинки обыграть (например, обобщающие понятия).

 

Развитие зрительного восприятия букв.

Чтобы ребёнок лучше запоминал печатные буквы, необходимо анализировать, из каких элементов состоит данная буква, как они расположены по отношению друг к другу: справа, слева, вверху, внизу, вертикально, горизонтально, наискосок.

Эти понятия необходимо вводить в словарь ребёнка постоянно и закреплять, проговаривая, в процессе конструирования букв из палочек и овалов.

 

Игра «Буквы поломались»

Ребёнку предъявляется карточка, например, без указания букв:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция: «Подумай, какую букву можно собрать из этих элементов».

В зависимости от возможностей ребёнка игра проводится в одном из трёх вариантов:

  1. По образцу, когда даётся буква К, а ребёнок конструирует ей. Из предлож6енных элементов, проговаривая свои действия.
  2. По инструкции, указывая какой из элементов надо взять и как его расположить, например: «Возьми самую длинную палочку и положи её вертикально; от середины её справа расположи две другие маленькие палочки так, чтобы одна была наискосок вверх, а другая наискосок вниз. Какая буква получилась?»
  3. Предъявить три палочки и попросить сделать из них букву.

Такие упражнения развивают оптико-пространственные отношения, речь, мышление.

 

Успехов в работе!

 

Подготовила учитель-дефектолог Гаевская Н.М. 

26-02-2015, 22:30 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр