Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Родителям детей с ОВЗ, обучающихся на дому.

Развитие тактильного восприятия у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В данном случае – это дети с интеллектуальными нарушениями разной степени в сочетании с другими нарушениями (нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, нарушения слуха). Тяжёлые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта.

Условно  детей с ТМНР можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.

  1. Дети, у которых нет выраженных нарушений движений и моторики; передвижение самостоятельное. Но движения таких детей в замедленном темпе, не согласованы и недостаточно координированы. Для детей этой группы характерно: деструктивное поведение, нарушение коммуникации и социального взаимодействия. Дети понимают обращённую речь на бытовом уровне, могут выразить свои желания простыми словами и короткими фразами. Позитивной предпосылкой к обучению детей этой группы является интерес самого ребёнка к взаимодействию с окружающими.
  2. Дети этой группы характеризуется более выраженными нарушениями интеллекта и поведения. Отсутствие интереса к деятельности, отсутствие реакции на вербальную инструкцию, проявление агрессии и деструктивное поведение определяют основные направления коррекционного воздействия: двигательно-моторное и  сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность.
  3. Дети третьей группы имеют сложные формы ДЦП и зависят от помощи взрослого. Большинство детей не могут удерживать положение сидя, обслуживать себя. Органическое поражение речевого аппарата и невозможность овладеть речью значительно затрудняют процесс коммуникации. При организации развивающего ухода, необходимо учитывать возможности и потребности каждого конкретного ребёнка. Особое внимание необходимо уделить моторно-двигательному развитию, тактильному, слуховому, зрительному восприятию и  формированию элементарной предметно-игровой деятельности. Развивающий уход — это метод ухода за ребенком, обеспечивающий его максимальную включенность в процесс занятий, игр, принятия пищи и т. д. Необходимо, чтобы в процессе любой деятельности ребенок чувствовал себя комфортно, для чего необходимо всегда учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени.Важная задача, стоящая перед взрослыми (родителями и педагогами) — создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять активность. Границы возможностей ребенка должны расширяться, поэтому важно стимулировать все способности ребенка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна. Так, например, при организации позы для отдыха или позы во время игр и занятий всегда следует учитывать физические особенности ребенка, требуется подобрать позу, наиболее подходящую для ребенка, и менять ее по мере усталости (реагируя на все сигналы подопечного). Именно от позы зависит продуктивность занятия: удобная поза способствует максимальной активности ребенка. 

Структура нарушений познавательной деятельности детей с ДЦП в сочетании с другими патологиями имеет ряд специфических особенностей в зависимости от формы ДЦП, степени тяжести заболевания и особенностей социального окружения. При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство): ощупывающие движения или отсутствуют или очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены или невозможны. Ребёнок не получает необходимой информации из окружающей среды и не может адекватно реагировать на происходящие вокруг события, любое воздействие может оказаться для него слишком сильным и непереносимым.

В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: различать и  выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани и предметы  разной фактуры; различать поверхности предметов, их температуру.

  • Для развития тактильных ощущений ребенка можно применять легкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой.
  • Играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.
  • Давайте ребёнку разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
  • Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Купая ребёнка, называйте, какой температуры вода: «Водичка тёплая. А теперь холодная» (подставьте ладонь под струйку холодной воды). Привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.
  • Восприятие и различение  температур можно формировать при приёме пищи. Всегда говорите о том, тёплая или горячая каша, холодный или тёплый компот и т.д. Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите.
  • Смазывайте телоребенкакремом, делайте различные виды массажа.
  • Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина.
  • Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Взяв руку ребёнка в свою, прикасайтесь к разнообразным поверхностям и обязательно называйте то ощущение, которое ребёнок испытывает при прикосновениях.
  • Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Можно предлагать сминать и разглаживать другие материалы, разрывать кусочки бумаги разной плотности.
  • Резиновые игрушки легко сдавливать, что нравится детям. Если ребёнку трудно делать это самому, положите свои руки поверх его и помогите сдавить игрушку.
  • Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.
  • Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, , пластилином, тестом из муки и соли.
  • Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
  • Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Хорошо, если есть возможность посмотреть на себя в зеркало со всех сторон.
  • Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще ходить босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. Если ребёнок не ходит, прикладывайте к ножкам предметы разнообразной поверхности; делайте лёгкий массаж, прокатывая или похлопывая палочками, валиками, махровыми рукавичками, мячиками различающимися по жёсткости и по температуре.

Подготовила учитель-дефектолог Щербатова Н.В.

ноябрь, 2018

 

28-11-2018, 10:46 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр