Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Консультация учителя-дефектолога

Ребенок с РАС : особенности психологического развития

Под расстройством аутистического спектра  (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в  развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить еще в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична. 

 

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родных и близким. Не играют с другими детьми, не любит. Когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдается неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы). А излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в игах с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.

Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребенка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимание на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 до 3лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалии (непроизвольных повторений слов, предложений). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребенка – отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение «я»6 о себе они говорят во втором или третьем лице.

Моторика. Нарушения в движениях не является показательным признаком РАС, потому что у одних могут быть движения прекрасно развиты, а у других будут заметно отставать от нормы. Дети могут неверно оценить расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходит на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).

Обязательно, на что внимание всегда обращают специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда все находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то не так. Как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразит свои эмоции.

Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одаренными в какой-либо области. А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушение концентрации внимания.

Советы родителям детей с РАС

   Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребенка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия картинками. Так ребенок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребенком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребенка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все достижения и трудности, которые могут возникнуть у ребенка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребенка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному. 

Перспективы детей с РАС 

   Что же ждет в дальнейшем ребенка с РАС? Полностью преодолеть этот дефект нельзя. Можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Все зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

   Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистические черты все равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребенка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребенок с РАС очень нуждается в поддержке.

Материал подготовил: учитель-дефектолог Николаева Н.Н.

16-04-2019, 16:53 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр