Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Консультация учителя-дефектолога

Ребенок с РАС : особенности психологического развития

Под расстройством аутистического спектра  (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в  развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить еще в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична. 

 

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родных и близким. Не играют с другими детьми, не любит. Когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдается неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы). А излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в игах с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.

Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребенка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимание на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 до 3лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалии (непроизвольных повторений слов, предложений). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребенка – отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение «я»6 о себе они говорят во втором или третьем лице.

Моторика. Нарушения в движениях не является показательным признаком РАС, потому что у одних могут быть движения прекрасно развиты, а у других будут заметно отставать от нормы. Дети могут неверно оценить расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходит на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).

Обязательно, на что внимание всегда обращают специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда все находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то не так. Как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразит свои эмоции.

Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одаренными в какой-либо области. А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушение концентрации внимания.

Советы родителям детей с РАС

   Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребенка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия картинками. Так ребенок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребенком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребенка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все достижения и трудности, которые могут возникнуть у ребенка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребенка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному. 

Перспективы детей с РАС 

   Что же ждет в дальнейшем ребенка с РАС? Полностью преодолеть этот дефект нельзя. Можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Все зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

   Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистические черты все равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребенка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребенок с РАС очень нуждается в поддержке.

Материал подготовил: учитель-дефектолог Николаева Н.Н.

16-04-2019, 16:53 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр