Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов




Родителям о раннем развитии

 Особенности развития детей раннего возраста.

Возраст от 1 года до 3 лет - период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии - овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, материалом и др.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. К 3 годам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз. Значительно возрастает активный словарь.

Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается не только в возрастании количества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

принятие задания;

  •  способы выполнения задания;
  •  обучаемость в процессе обследования;
  •  отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения. Это является первым, абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются:

  •  самостоятельное выполнение;
  •  при помощи взрослого;
  •  самостоятельное выполнение после обучения;

Адекватность действий определяют как соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования возможны следующие виды помощи:

  •  выполнение действия по подражанию;
  •  выполнение заданий по подражанию с использованием указательных жестов;
  •  выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией.

Параметры оценки развития общей и мелкой моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей:

  • 13 мес. - ходит сам;
  • 15 мес. - ходит длительно, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, может встать с коленей;
  • 18 мес. - сам поднимается и спускается по лестнице, может тащить за собой игрушки;
  • 21 мес. - умеет ходить по поверхности шириной 15 - 20 см на высоте 15 - 20 см от пола;
  • 2 года - может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствие, чередуя шаг; попадает по мячу ногой;
  • 2,5 года - приставным шагом перешагивает через несколько препятствий;
  • 3 года - может несколько секунд простоять на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги; прыгает на двух ногах; может ездить на трехколесном велосипеде.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование.

Диагностика речевого развития на этом возрастном этапе представляет большие сложности, т.к. индивидуальные сроки начального развития речи варьируются.

Материал подготовил учитель-дефектолог МУ «ЦППМСП» Габбасова Н.Р                                                        

27-05-2020, 12:40 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


О ПМПК Специалисты Прием на ПМПК Прием в ДОУ и С(к)ОУ Родителям
Психологи Логопеды
Руководители ГПО План работы ГПО Конкурсы Творческие группы Повышение квалификации
Ноябрь 2020 (13)
Октябрь 2020 (9)
Сентябрь 2020 (17)
Август 2020 (4)
Июнь 2020 (2)
Май 2020 (22)
Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр