«Учимся считать по порядку».
Счетные навыки формируются у дошкольника постепенно. Сначала малый осваивает количественный счет, который позволяет ответить на вопрос «Сколько?». По мере обучения возникает необходимость считать несколько по-иному, другими числительными, которые позволяют показать на котором месте объект или ответить на вопрос - «который по счету?» объект в ряду.
Часто ребенок сталкивается с порядковым счетом на занятиях по физической культуре, где педагог (тренер) просит рассчитаться по-порядку – «первый, второй и т. п». Направление в порядковом счете может быть любым: слева - направо, справа - налево.
Начинать освоение ребенком с нарушением в психическом развитии порядковых числительных лучше, когда он освоил количественный счет до 5 (или до 3).
При освоении счета основная нагрузка ложиться на механическую память, а не на мыслительные процессы. Поэтому, чтобы ребенок с ОВЗ осваивал счет осмысленно, а не формально, следует сопровождать любые счетные операции предметными действиями: откладыванием, показыванием, проговариванием вслух.
При порядковом счете такими упражнениями будут следующие:
- Посчитай по порядку слева (справа) игрушки;
- Который по счету…
- Кто в ряду третий?
- Расставь машинки так, чтобы грузовик был четвертым…
- Раскрась только второй….
Закрепите с ребенком понимание понятий «последний» в ряду, и каким порядковым номером он же и является.
Выбирайте для математических игр и занятий интересующие ребенка предметы, игрушки.
Очень правильно, если ребенок будет черпать знания по математике не только с занятий в детском саду, но и из повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего мира, литературы:
Например,
- в театре можно вместе с ребенком посчитать по - порядку кресла для зрителей в освоенном ребенком счетном диапазоне;
- утром посчитать машины на стоянке и узнать, который по счету в ряду ваш автомобиль;
- выбрать в магазине на полке в заданный («пятый») предмет в ряду из желаемых;
- расставить игрушки в своем уголке в определенном порядке и др.
- после прочтения сказки, текста, песни где есть подходящее содержание, посчитать героев по-порядку («Репка», «Теремок», песня «Мы едем...в далекие края..)
Подобных увлекательных и полезных для развития ребенка игр, упражнений много вокруг нас. Совместный поиск решений, ответов и просто-совместное участие обогащает интеллектуальный и духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими по передаче опыта и знаний, необходимые детям для дальнейшего решения жизненных проблем.
Материал подготовил учитель-дефектолог МУ ЦППМСП Чабан Л.В.