«Упражнения для развития мыслительных способностей у старших дошкольников»
Изучая с дошкольниками живую природу, ее различных представителей, мы – педагоги, родители, обогащая кругозор и осведомленность ребенка об окружающем мире, получаем благоприятную возможность для развития у ребенка, в том числе и мыслительных способностей.
Предлагаю вашему вниманию простые, занимательные и очень полезные для развития эрудиции, кругозора упражнения, игры. Эти упражнения помогут еще и в развитии слухового внимания, памяти, речевых способностей.
Используйте ситуации, где вы с ребенком ожидаете что-то (кого-то) - в поликлинике, в транспорте, дома в свободное время и т.п. и предложите малышу поиграть в «сообразилию». Придумайте поощрение за правильные и быстрые ответы. Обязательно предложите протолковать ответы. Помогайте при затруднении.
- Логические вопросы.
- Сколько хвостов у 5 котов? Почему?
- Какого цвета должна быть шерсть у кота, чтобы его не было видно ночью в темной комнате? Почему?
-Почему у кошки когти острые, а у собаки нет?
-Как домашним животным помогают хвосты для разных дел?
-У каких домашних животных есть копыта, но нет рогов?
- Логические задачи:
Сидят 3 кролика. Чего у них больше: хвостов или ушей? Докажи.
Собака бежит быстрее кошки, но медленнее лошади.
Кто быстрее всех? Кто самый медленный?
Собака гонится за кроликом. Кто убегает? Кто догоняет?
За забором ходят кони. Я сосчитала у них ноги. Их 8. Сколько коней за забором? Почему?
Щенок забавный у Кати живет. С щеночком не знает Катя забот. Щенку не нужен ни обед, не ужин. Что это за щенок? Как ты догадался?
- Лишний в ряду
Предлагайте ребенку найти лишнее слово в ряду других – обычно дается 4 - 1 из них отличается по какому-то признаку – внешний признак, повадка, взрослый - детеныш и др. Исключая объект, ребенок должен объяснить причину своего выбора.
Вот примеры таких рядов:
Кот – собака - волк - лошадь (домашний/дикий)
Жеребенок – коза – поросенок - крольчонок (взрослый/детеныш)
Собака – овца – корова – кролик (хищник/травоядный)
Баран – корова – лошадка на колесиках – котенок (игрушка -реальное животное)
Ягненок – утенок – котенок – крольчонок (птенец/детеныш)
Проявите интерес к процессу, и поверьте – ребенок с увлечением примет участие в игре, которая окажет ему незаметную, но очень реальную пользу и принесет удовольствие!
Материал подготовил учитель-дефектолог МУ ЦППМСП Чабан Л.В.