Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов




Родителям на заметку.

«Учимся расслабляться и отдыхать»

 (игры и упражнения на развитие у детей элементов саморегуляции).

    Чрезмерные нагрузки на организм и психику современного ребенка велики. В последние годы значительно выросло количество детей с двигательной расторможенностью и  нарушением внимания. Психологи и педагоги отмечают рост у современных детей таких проявлений как агрессивность, личностная тревожность

Следовательно, что у детей с ограниченными возможностями здоровья -  нарушениями познавательного и эмоционально-волевого развития (ЗПР, аутистические проявления и др.) возникают еще  большие, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, трудности по  налаживанию контактов с окружающими взрослыми с детьми.

    У детей с вышеуказанными проявлениями непроизвольно возникает высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации, которая снижает и психическое напряжение, приводит к уравновешиванию и успокоению.

Поэтому, регулярное включение релаксационных занятий в коррекционную работу педагогов, использование  родителями таких упражнений дома, способствует развитию навыков саморегуляции, снятию утомления, негативного возбуждения, вызванного  эмоциональными и Ребенок учится владеть собой, контролировать свои эмоции и действия, сохранять комфортное психологическое состояние. Это улучшает его самочувствие, психические возможности, повышает его самооценку и делает в результате успешным в различных проявлениях.

   Регулярное проведение релаксационных игр и упражнений способствует развитию навыков саморегуляции, снятию утомления, негативного возбуждения, вызванного эмоциональными и умственными нагрузками, в целом – укреплению здоровья ребенка.          

   Предложенный вариант релаксационных игр и упражнений мероприятия проводятся при необходимости восстановления  у детей дошкольного и младшего школьного возраста для комфортного психологического состояния, предупреждения психоэмоционального напряжения, успокоения чрезмерно возбужденных детей, а так же после учебной нагрузки.

Рекомендации к проведению:

  • Данные игры и упражнения можно проводить с одним или несколькими детьми;
  • Расслабляйтесь вместе! Интерес и результативность тренингов и игр возрастает при участии взрослого.
  • Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1-2 минут. Общая длительность игр и упражнений в среднем составляет до 10 минут.
  • Можно сопровождать релаксационные минутки музыкой - спокойной и медленной, как фоновое сопровождение.
  • Поза детей должна быть благоприятствующей расслаблению.

  Варианты поз разнообразные:

  - лежа на кровати, на ковре (при соблюдении гигиенических требований), раскинув вдоль туловища руки и свободно вытянув и разведя в стороны ноги;

  - сидя на мягком кресле с подлокотниками;

  - сидя в «позе кучера»: дети садятся на стул прямо, распрямляют спину, а затем расслабляют все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под прямым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены – поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока;

  - свободная поза, соответствующая содержанию игры (см. ниже).

ВСЕ СПЯТ!

Взрослый предлагает  ребенку «заснуть» в любой позе. Потом пытается его разбудить, тормоша за руки, плечи. Но все бесполезно. Ребенок не просыпаются.

  КАЧЕЛИ (совместно со взрослым)

Ребенку предлагается покататься на качелях стоя. Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.                      

 

 ПЕТРУШКА  ИЗ ВАТЫ (совместно со взрослым)

Взрослый и ребенок изображают Петрушек из ваты, которые мягко и легко прыгают на двух ногах одновременно. Корпус, колени и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

 ВОЛШЕБНЫЙ  СОН (аутотренинг)

Ребенок (дети) ложится на пол, ковер. Руки расслаблены и лежат вдоль туловища, ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны.

Взрослый: - Сейчас я начну читать стихи, и заиграет спокойная музыка, ты закроешь глаза, и начнется «волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему и будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза. Сон закончится, когда я скажу нужные слова.

 «Волшебный  сон» начинается:

        Реснички опускаются, глазки закрываются.

        Я спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаю.

        Дышится легко…, ровно…, глубоко.

        Мои руки отдыхают…, ноги тоже отдыхают…,

        Отдыхают…, засыпают (2 раза).

        Мне понятно, что такое состояние покоя (2 раза)

                  Шея не напряжена и расслаблена….

                  Губы чуть приоткрываются…

                 Всё чудесно расслабляется (2 раза).

                 Дышится легко…, ровно…, глубоко.

                 Напряжение улетело… и расслаблено все тело (2 раза).

                Мне понятно, что такое состояние покоя (2 раза)

       Греет солнышко  на нас – руки теплые сейчас

       Жарче солнышко на нас – ноги теплые сейчас

       Дышится легко…, ровно…, глубоко.

       Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

      Губки чуть приоткрываются–все чудесно расслабляется (2 раза).

      Мне понятно, что такое состояние покоя (2 раза)

 (взрослый  предлагает ребенку  «путешествие» в лес, в зоопарк, в космос…. Он описывает картинки, а ребенок визуализирует их (представляют с помощью воображения). Заканчивает описание логичным событием - возвращением туда, откуда начато путешествие).

           Я спокойно отдыхал, сном волшебным засыпал,

           Хорошо мне отдыхать, но пора уже вставать.

           Крепко кулачки сжимаю, их повыше поднимаю.

                     Потянулся,  улыбнулся  и спокойный я  проснулся!

(по окончании можно предложить малышу рассказать  о впечатлениях, увиденных в путешествии).

 СОЛДАТ И ТРЯПОЧНАЯ  КУКЛА.

Дети (ребенок) по показу взрослого принимают позу солдата: полностью выпрямиться, вытянуться в струнку, как будто деревянный солдат, руки вдоль   туловища (10 сек). По сигналу дети становятся  мягкими и подвижными, как тряпочные куклы: наклониться вперед, расставив в стороны ноги, руки болтаются как тряпки (10 сек). Затем следует слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы подвижными… Потом опять нужно показать солдата – прямого, негнущегося. Смена позы повторяется до полного расслабления, показателем которого является легкость при переключении позы и качественное выполнение образов «солдата» и «куклы». Теперь нужно встряхнуть руками, как будто  стряхнуть с них капельки воды. Стряхнуть капельки воды с волос, со спины с верхней части ног, со ступней.

 ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ.

(форма – индивидуальная и групповая). Для фона используется музыкальное сопровождение (спокойная инструментальная музыка)

Взрослый  предлагает сесть поудобнее, закрыть глаза вдохнуть глубоко (2-3 раза)  и выдохнуть. Взрослый рассказывает:

«Я приглашаю тебя в путешествие на облаке. Прыгай на белое и пушистое облако, похожее на мягкую и пухлую гору из мягких подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой облачной подушке. Теперь начинается путешествие, и твое облако начинает медленно подниматься в синее небо. Чувствуешь, как нежный ветер овивает твое лицо. Здесь высоко  в небе, все  спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в то место, где тебе лучше всего на свете. Постарайся,  не открывая глаз, увидеть  это место. Здесь тебе спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то волшебное и чудесное… (30 сек.). Теперь снова усаживайся  на свое облако, и оно  везет тебя назад. Слезай с облака и поблагодари его за то, что оно тебя хорошо покатало… Теперь посмотри, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим, спокойным».

Материал подготовил учитель -дефектолог Чабан Л.В.                                   

3-11-2020, 11:23 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


О ПМПК Специалисты Прием на ПМПК Прием в ДОУ и С(к)ОУ Родителям
Психологи Логопеды
Руководители ГПО План работы ГПО Конкурсы Творческие группы Повышение квалификации
Ноябрь 2020 (13)
Октябрь 2020 (9)
Сентябрь 2020 (17)
Август 2020 (4)
Июнь 2020 (2)
Май 2020 (22)
Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр