Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2022 (16)
Май 2022 (13)
Апрель 2022 (9)
Март 2022 (10)
Февраль 2022 (6)
Январь 2022 (4)



Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

 Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь детям с ОВЗ, социальная адаптация ребенка осуществляется как в системе образования, так и в других формах защиты. Относительная адаптация «особых» детей осуществляется в хорошо знакомых условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода конкретных, полученных при непосредственном опыте, представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации. Ребенок с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего индивидуального развития, ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. Раннее включение в процесс систематической коррекционно-развивающей работы может помочь ребенку достичь оптимального для нег уровня развития. Обучение такого ребенка должно иметь практическую направленность, так как доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая) является источником знаний об окружающем, обеспечивает использование и закрепление умений, формирует его социальный опыт. Содержательно-педагогическая работа должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию и расширению коммуникативных средств общения с детьми, взрослыми.

Для решения задач, которые родитель ставит перед собой и ребенком, используются различные методы обучения. Одной из них является дидактическая и подвижная игра. Для «особых» детей нужно создавать игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную. Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Как правило, дети с недостатками в развитии не умеют играть, у них не возникает замысла игровой деятельности, они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулирую ими. Чтобы привлечь внимание ребенка к игре необходимо подбирать яркие, красочные предметы. Играя с ними, у ребенка возникает желание высказаться, проявить чувства. Необходимо поддержать его желание и инициативу. Например: медвежонок вываливается из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить, накормить. Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?».

В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.

Приступая к формированию речевых и коммуникативных умений, необходимо привести ребенка в состояние эмоционального комфорта, обеспечивающего общее мышечное расслабление, используя методику мышечной релаксации профессора Джекобсона. Комплекс упражнений состоит из специально подобранных игровых приемов, каждому из которых дается образное выражение. Ребенок не просто выполняет упражнения и подражает взрослому, а перевоплощается, входя в заданный образ. В основной комплекс можно включать и приемы лечебного массажа: гигиенический (поглаживающий), вибрационный (постукивающий), точечный. Упражнения по снятию эмоционального напряжения проводятся в течение 10 минут.

При формировании активной речи необходимо делать артикуляционный массаж лица; произносить звукоподражание и слова, используя игрушки, картинки, учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов, выражать свои потребности простой фразой из одного-двух слов в конкретной ситуации. Следует учить ребенка сопровождать потешки, стихи, считалочки определенными действиями (хлопки в ладоши, поднимание ручек и т.д.); совместно со взрослыми с опорой на таблицы, иллюстрации рассказывать сказки, участвовать в драматизации этих сказок.

 

 

Игры-ситуации

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только

слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами);

благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль,

сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и

содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

  1. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы - попроси его.
  2. ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка - пожалей его.
  3. Ты очень обидел своего друга - попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
  4. Ты пришёл в гости - познакомься с людьми и расскажи о себе.
  5. Ты потерял свою машинку - подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
  6. Ребята играют в интересную игру - попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они

тебя не захотят принять?

  1. Ребёнок плачет - успокой его.
  2. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся - что ты скажешь маме или бабушке.

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно

представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет

показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то,

что они увидели.

«Воздушный шар», «мыльные пузыри»

Оборудование: воздушный шар.

Цель: формирование эмоционального контакта с взрослым, умения действовать по инструкции

Ход игры: Педагог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит «Дай мне». Протягивает другому. Затем показывает, как шар летает и снова отдает детям. При этом обращая внимание на его форму, выражая радость, удовольствие от игры: «Посмотрите, шарик круглый!», «Какой красивый!», «Как летает!», «Ух как улетел!». Дети и родители  вместе играют с воздушным шаром, бросая, его друг другу.

Занятия направлены на коррекцию личности ребенка при практической подготовке к самостоятельной жизни и труду. И главное родители не чувствуют себя изгоями  они  становятся активными деятелями  находят свою  социальную  нишу.  Таким  образом,  происходит  социальная  интеграция  не  только  ребёнка  с  проблемами,  но  и  их  родителей.

Желаем успехов!

Подготовил: учитель-дефектолог Гаевская Н.М.

 

                                                                             

                                            

 

30-04-2015, 01:19 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр