Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям детей раннего возраста

Советы логопеда родителям 

     В последнее время очень остро встала проблема отсутствия речи у детей 2 – 2,5 лет. В этом возрасте ребенок в норме должен владеть простой короткой фразой. И если ребенок совсем не говорит или говорит крайне мало простых коротких слов, это обычно вызывает тревогу у родителей.

     В таком случае родителям необходимо проконсультироваться с логопедом.

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.
Почему же ребенок не говорит? Рассмотрим некоторые примеры.

    Гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

     Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. 
      Если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.
     Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается. 
Как родители могут помочь
     Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик  "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо. 
Вот некоторые советы, как можно помочь ребенку в развитии речи.
1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку. 
2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).
3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: 

"Это пальчик - бабушка,

этот пальчик - дедушка,

этот пальчик папочка,

этот пальчик - мамочка,

этот пальчик я - вот и вся моя семья!" (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)
4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака,  С.Михалкова.
5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте. 
6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.
7. Разучите с малышом известные стишки про: 

"Сороку-ворону",

"Мальчика-с-пальчик, который

      с этим братцем в лес ходил,

     с этим братцем щи варил,

     с этим братцем кашу ел,

     а с этим братцем песни пел",

 "Ладушки-оладушки:

     мы печем  оладушки.

    Получилось ровно пять:

    один маме надо дать,

    два коту с усами,

   два съедим мы сами!".

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка.

Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

Материал подготовлен учителем-логопедом Дори С.С.

27-12-2016, 10:35 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр