Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Родителям детей раннего возраста

Советы логопеда родителям 

     В последнее время очень остро встала проблема отсутствия речи у детей 2 – 2,5 лет. В этом возрасте ребенок в норме должен владеть простой короткой фразой. И если ребенок совсем не говорит или говорит крайне мало простых коротких слов, это обычно вызывает тревогу у родителей.

     В таком случае родителям необходимо проконсультироваться с логопедом.

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.
Почему же ребенок не говорит? Рассмотрим некоторые примеры.

    Гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

     Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. 
      Если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.
     Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается. 
Как родители могут помочь
     Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик  "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо. 
Вот некоторые советы, как можно помочь ребенку в развитии речи.
1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку. 
2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).
3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: 

"Это пальчик - бабушка,

этот пальчик - дедушка,

этот пальчик папочка,

этот пальчик - мамочка,

этот пальчик я - вот и вся моя семья!" (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)
4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака,  С.Михалкова.
5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте. 
6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.
7. Разучите с малышом известные стишки про: 

"Сороку-ворону",

"Мальчика-с-пальчик, который

      с этим братцем в лес ходил,

     с этим братцем щи варил,

     с этим братцем кашу ел,

     а с этим братцем песни пел",

 "Ладушки-оладушки:

     мы печем  оладушки.

    Получилось ровно пять:

    один маме надо дать,

    два коту с усами,

   два съедим мы сами!".

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка.

Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

Материал подготовлен учителем-логопедом Дори С.С.

27-12-2016, 10:35 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр