Этапы речевого развития ребенка в норме
Речевое развитие начинается с первого крика ребенка. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Криком ребенок символизирует о состоянии дискомфорта.
От 2 до 5 месяцев - период гуления. Ребенок активно гулит, произносит нараспев отдльные звуки и их слияния. Например : «А-А-А», «У-А-А», «Агу», «Угу», «Аха». Гуление не возникает стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с младенцем, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5 — 3 месяца появляется первый смех. Младенец с удовольствием хохочет и это способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука, поворачивая голову.
В 4 месяца отмечается «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или взрослого.
К 5 — 6 месяцам младенец начинает лепетать , произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками. Например : «Ма-му-ма», «пу-ба-ба», «ба-ба-бо». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если малыш перестал гулить, но не начал лепетать, необходимо срочно показать ребенка отоларингологу и провести обследование состояния слуха.
В 7 — 8 месяцев начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научиться понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими действиями. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в его словаре будет уже 10 — 15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «пить», «баба», «ко-ко», «би-би», «ав-ав» и т. п.
К 1,5 — 2 годам в речи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Хочу пить чай». Можно отметить появление в речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».
К 3 годам из речи ребенка уходит физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно произносит гласные и все простые согласные звуки (Б-Б*, П-П*, М-М*, Т-Т*, Н-Н*, К-К*, Г-Г*, В-В*, Ф-Ф*), строит простые распространенные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки С-С*, З-З*, использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р. Очень часто желание родителей научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводит к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки Ш,Ж, почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.
Материал подготовил учитель-логопед Стрункова М.С.