Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Консультация логопеда

Комплексное логопедическое занятие для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. 

Для речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития характерны следующие особенности:

-У этих детей медленно, запаздывая на 3-5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно.

-Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической.

-При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения.

-В дальнейшем, в особенности под влиянием педагогов, происходит развитие речи, однако ее понимание в конечном итоге определяется личным опытом.

-Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений. После нескольких лет обучения они усваивают обозначения предметов обихода, овощей и т.д.

- Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы.

- У них удается выработать умение использовать свою речь в коммуникационных целях. В процессе общения они умеют попросить у сверстников или взрослых нужные им предметы.

- 20-25 % среди тяжело умственно отсталых детей составляют так называемые «безречевые» дети. У этой группы детей речь не появляется вовсе и связано это с поражением речевых зон коры головного мозга. Данные дети по своему состоянию неоднородны. Одни безучастные к окружающей среде, речью не пользуются. Другие, произнося постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Еще несколько человек пользуются неречевыми средствами (показывают пальцами на нужный предмет или игрушку). Эта группа является наиболее сложной в речевом отношении независимо от возраста.

     Из всего этого можно сделать вывод, что дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой и некоторая их часть при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.

Массаж лица и органов артикуляции

Игровое упражнение «Умывание».

Цель: массирование мышц лица.

Ход упражнения:

Мама лобик Оле мыла,

Мама мыла лобик мылом

(поглаживание лба от середины к вискам).

Мама щечки Оле мыла,

Мама мыла щечки мылом

Мама носик Оле мыла,

Мама мыла носик мылом

(поглаживание пазух носа).

Мама глазки Оле мыла,

Мама мыла глазки мылом

(круговые движения вокруг глаз).

Мама ротик Оле мыла,

Мама мыла ротик мылом

(круговые движения вокруг рта).

Подбородок Оле мыла,

И его не позабыла

(пощипывание подбородка от центра к ушам).

Развитие мелкой моторики рук

Игровое упражнение с пальчиками «Этот пальчик».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Ход упражнения:

  • Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
  • Этот пальчик ‑ дедушка. ( Разгибают большой палец.)
  • Этот пальчик ‑ бабушка. ( Разгибают указательный палец.)
  • Этот пальчик ‑ папочка. ( Разгибают средний палец.)
  • Этот пальчик ‑ мамочка. ( Разгибают безымянный палец.)
  • Этот пальчик ‑ наш малыш. ( Разгибают мизинец.)
  • Далее игра продолжается с движениями пальцев правой руки.

Развитие дыхательных кинестезий и голоса

Игра «Листья шелестят”.

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: листочки  из папиросной бумаги.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок. 

Развитие умения понимать обращенную речь

Игра «Кого узнал?».

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.

Ход игры: Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты. 

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Игра «Где звенит колокольчик?».

Цель: развитие слухового внимания, реакции на расположение источника  звука.

Ход игры:Взрослый просит ребенка отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время он прячется с колокольчиком в комнате, например, за шкаф. Ребенку предлагается послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Звонить в колокольчик надо сначала тихо, потом громче.

Игра «Кто тебя зовет?».

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры:Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Ребенок узнает человека по голосу и подходит к нему. 

Развитие вербальных средств коммуникации

Игра «Кормление зверей».

Цель: стимулировать ребенка самого произносить звукоподражания.

Ход игры:Взрослый предлагает устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку и козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Бе-бе. А как собачка просит кушать? Ав-ав! А как киска просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг стола. Собачку сюда, киску сюда. А козлика куда? Вот, сюда». И т.д.

Консультация для родителей детей с ОВЗ,

обучающихся на дому

Подготовила учитель-логопед МУ "ЦППМСП"

Копцева А.А. декабрь, 2018

27-12-2018, 14:55 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр