Возрастные нормы развития фонематического слуха
Фонематический слух — это способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (рак - лак - мак, палка - банка - галка).
Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает : правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Без развитого фонематического слуха речь не будет полноценной.
Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов.
Возраст |
Развитие фонематического слуха |
0-2 месяца |
с 4-х недель от момента рождения: ребенок реагирует на любые звуки. Услышав речь перестает сосать грудь, перестает кричать. Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. Успокаивается песней. |
3 месяца |
Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. |
4 месяца |
Реагирует на громкость, интонацию. |
5 месяцев |
Слушает разговор, активно гулит. |
6 месяцев |
По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. |
8 месяцев |
В лепете остаются только звуки родного языка. |
К 1 году |
Слово — орудие общения , ребенок реагирует на звуковую оболочку слова. Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. |
2 года |
Пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. |
3 года |
Понимает когда ему читают книги, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. |
4 года |
Различает сходные фонемы на слух и в собственном произношении. Помнит и повторяет фразу из простых слов (4 -6). дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
5 лет |
Формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков. Фраза из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
6 лет |
Способен повторить краткий рассказ. Владеет фонематической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами. |
7 лет |
Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. |
Младенчество - на первом — втором месяце жизни происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему, уже в 1,5 месяца у младенца появляется избирательное отношение к речевым звукам.
Ранний возраст — в конце первого года ребенок улавливает в речи интонацию и ритм, на втором году жизни начинается более точная дифференциация звуков речи, звукового состава слова. Уже к двум годам в норме ребенок спонтанно овладевает возможностью тонкого различения звуковых элементов, а к концу второго года жизни пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Дошкольный возраст — к 4 годам ребенок постепенно начинает овладевать определенным набором аналитико - синтетических операций, лежащих в основе простых форм фонематического анализа и синтеза. В старшем дошкольном возрасте фонематический слух перестраивается при усвоении письменной формы речи: основное значение приобретают уже сформированные операции фонематического анализа и синтеза, а также фонематические представления.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского произношения, тормозит , усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможно. Тренировать фонематический слух можно уже с годовалого возраста. Упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному».
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Консультацию подготовил: учитель-логопед МУ "ЦППМСП"
Стрункова М.С.