Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Консультация логопеда

Возрастные нормы развития фонематического слуха

 

Фонематический слух — это способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (рак - лак - мак, палка - банка - галка). 

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает : правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Без развитого фонематического слуха речь не будет полноценной.

Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов.

 

 

Возраст

Развитие фонематического слуха

0-2 месяца

с 4-х недель от момента рождения: ребенок реагирует на любые звуки. Услышав речь перестает сосать грудь, перестает кричать. Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. Успокаивается песней.

3 месяца

Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

4 месяца

Реагирует на громкость, интонацию.

5 месяцев

Слушает разговор, активно гулит.

6 месяцев

По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.

8 месяцев

В лепете остаются только звуки родного языка.

К 1 году

Слово — орудие общения , ребенок реагирует на звуковую оболочку слова. Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.

2 года

Пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.

3 года

 Понимает когда ему читают книги, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.

4 года

Различает сходные фонемы на слух и в собственном произношении. Помнит и повторяет фразу из простых слов (4 -6). дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.

5 лет

Формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков. Фраза из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.

6 лет

Способен повторить краткий рассказ. Владеет фонематической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами.

7 лет

Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.

 

Младенчество - на первом — втором месяце жизни происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему, уже в 1,5 месяца у младенца появляется избирательное отношение к речевым звукам.

 

Ранний возраст — в конце первого года ребенок улавливает в речи интонацию и ритм, на втором году жизни начинается более точная дифференциация звуков речи, звукового состава слова. Уже к двум годам в норме ребенок спонтанно овладевает возможностью тонкого различения звуковых элементов, а к концу второго года жизни пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

 

Дошкольный возраст — к 4 годам ребенок постепенно начинает овладевать определенным набором аналитико - синтетических операций, лежащих в основе простых форм фонематического анализа и синтеза. В старшем дошкольном возрасте фонематический слух перестраивается при усвоении письменной формы речи: основное значение приобретают уже сформированные операции фонематического анализа и синтеза, а также фонематические представления.

 

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского произношения, тормозит , усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможно. Тренировать фонематический слух можно уже с годовалого возраста. Упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному».

 

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

 

Консультацию подготовил: учитель-логопед МУ "ЦППМСП"  

                                    Стрункова М.С.

28-02-2019, 16:41 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр