Подготовка руки ребенка к письму.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое.
Самое сложное для первоклассника — овладение графическими навыками письма: устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное письмо». Ребенок не различает понятия: лист, страница, строка, правый верхний угол, левый нижний угол, сверху вниз, слева направо и пр. Если ребенок не укладывается в общий темп работы класса, то в спешке у него формируется неразборчивый, некрасивый почерк, который, как правило, таким и остается навсегда.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, восприятия, зрительного внимания и зрительной памяти.
Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа-слева, наверху-внизу, впереди-позади, ориентация во временах года, времени суток и т. д. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе. Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, шнуровка, нанизывание бусин, обводка, рисование, вышивание.
Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотносить звук и букву, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек, карандашей и зерен; восстанавливание их недостающих элементов.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, штриховки, письма печатными буквами. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования ручкой разрабатывались недаром. В них учитываются: правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательно; опора на мизинец; средний и безымянный пальцы расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 - 2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Занятия нужно проводить систематически 2-3 раза в неделю. Непрерывная зрительная нагрузка — 7-10 минут. В перерыве — пальчиковая гимнастика, упражнения для расслабления всей руки и снятия зрительного утомления: посмотреть вдаль, часто поморгать, крепко зажмурить глаза и открыть.Для работы в тетради понадобится мягко пишущая шариковая ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей.
Материал подготовил: учитель-логопед Ивановская Т.П.