Особенности развития связной монологической речи у младших школьников с нарушениями речи.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Только обладая хорошо развитой связной речью, обучающиеся могут давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно-логической памяти.
При нормальном речевом развитии детей к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Количество детей с недоразвитием речи, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики, с каждым годом увеличивается. Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующей классификации как общее недоразвитие речи. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия). Речевая несостоятельность таких детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи.
Типичным для всей группы ОНР является: позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, характерные нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей младшего школьного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматических и фонетических нарушений. У большинства детей данного контингента отмечается бедность и качественное своеобразие лексики, недостаточность развития процессов обобщения и абстракции, нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при порождении высказывания.
К началу школьного обучения самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников с общим недоразвитием речи долгое время остается несовершенной. Типичным для связной речи обучающихся с недоразвитием речи являются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов.
В пересказах и самостоятельных рассказах детей отмечаются существенные недостатки программирования текста, нарушение связи между отдельными предложениями, наличие пауз, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, отставание в развитии планирующей функции речи, нестойкость замысла, трудности кодирования и декодирования текста. Речевые высказывания лишены точности и бедны по использованию эмоционально-выразительных средств.
Рассказывая о событиях из своей жизни, дети используют преимущественно короткие малоинформативные, чаще всего аграмматичные фразы, почти не употребляют сложные конструкции. Содержащаяся в них главная мысль порой не соответствует заданной теме. Отмечаются нарушения модели предложений: инверсии, пропуск главного или второстепенного члена предложения. Опускаются, заменяются или неправильно употребляются союзы и сложные слова. Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов невелик.
Преобладающая часть ошибок в оформлении высказываний связана с особенностями развития познавательной деятельности, с недостаточным уровнем сформированности процессов абстрагирования и обобщения. Уровень самостоятельности обучающихся в свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого.
Для того, чтобы обучение в школе было успешным, необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию умений и навыков построения связного речевого высказывания. Структура дефекта младших школьников с недоразвитием речи предполагает использование последовательного, поэтапного, системного подхода к развитию связной речи
В содержание работы по развитию связной речи входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка.
К числу таких упражнение можно отнести следующие:
- Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
- Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
- Подбирать действия к предметы и наоборот;
- Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
- Назвать слова с определённым слогом, звуком;
- Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
- «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
- «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол‑потолок…);
- «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
- «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
- «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
- Переделать известную сказку;
- Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
- Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
- Придумать продолжение сказки;
- «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
- Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок ‑ злой, лиса ‑ добрая и т. д.).
Подготовила учитель - логопед Овчаренко Т.В.
Февраль 2020 г.