Развитие речи ребенка в 6 лет
В шесть лет ребенок активно совершенствует как связную, так и монологическую речь. Активный словарь насчитывает более 3000 слов. Он уже может без подсказки взрослых пересказать содержание сказки, мультфильма, рассказа. Также способен самостоятельно описать события, в которых он принимал участие.
В этот период формируется умение связно описать содержимое рисунка, хотя в процессе рассказа он все еще уделяет большее внимание главным его деталям, а второстепенные часто пропускает. Умение распознать расположение звука в слове, разделить слово на согласные и гласные, мягкие и твердые, шипящие и свистящие, дает возможность ребенку начать осваивать чтение.
Хотя первые предложения дошкольника все еще не обладают сложными грамматическими конструкциями. Это чаще всего простые и нераспространенные предложения, которые состоят из существительного и глагола, и даже просто содержат одно слово, описывающее целое событие. Немного позже в речи ребенка появляются предложения, которые содержат в себе определения и обстоятельства, помимо подлежащих и сказуемых. К использованию некоторых форм прямых падежей дети добавляют и косвенные падежи. Усложняя грамматику предложения, возникают придаточные грамматические конструкции с использованием союзов: когда, потому, если. Все это свидетельствует об усложнении мышления ребенка, что выражается в речи.
Развитие речи в старшей группе должно включать в себя и освоение диалогической речи. Можно считать, что основы развития речи ребенка закладываются в дошкольный период.
Именно это должно стать целью особого пристального внимания родителей. Проблемы с речью часто становятся помехой для будущего успешного обучения в школе. При поступлении в школу обычно большинство детей хорошо произносят полностью все звуки, но у некоторых детей шестилетнего и даже семилетнего возраста произношение остается несформированным.
Не стоит дожидаться, пока ребенок справится с речевым недостатком естественным путем. Следует обратить на это специальное внимание. Правильность и четкость произношения слов ребенком важна для понимания его речи окружающими людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Тем более что неправильное произношение мешает ребенку правильно понимать речь других.
Учитель-логопед МУ «ЦППМСП» Е. Н. Полуэктова