Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Родителям на заметку

Правильное речевое дыхание у дошкольников. Игры и упражнения для его тренировки

        Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

       Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

       Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным. Правильное речевое дыхание

обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

        Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

        Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

         При проведении игр, направленных на развитие дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Овладевая азбукой дыхания, всегда следует начинать с развития навыков носового дыхания.

Для нормализации носового дыхания следует заняться специализированной дыхательной гимнастикой и массажем.

  • Погладить нос (его боковые части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям – повторить 5 раз.
  • На вдохе оказывать сопротивление воздуху, легко постукивая по ноздрям – повторить 5 раз.
  • Поглаживать нос и его придаточные пазухи – вдох, выдох носом свободный – повторить 5 раз.
  • Сделать «курносый нос», потряхивая кончик носа указательным пальцем – вдох. Выдох носом свободный – повторить 5 раз.
  • Закрыть левую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через правую и наоборот – повторить 5 раз.
  • Закрыть левую ноздрю, а выдох и вдох через правую и наоборот – повторить 5 раз.
  • Нормализовать носовое дыхание помогает массаж биологически активных точек, сокращённо БАТ.
  • Хорошо нормализует носовое дыхание массаж БАТ ушных раковин, который также важен для закаливания ребёнка.

        Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух.

Как правильно дышать

При выполнении упражнений стараться дышать необходимо через нос, диафрагмальным дыханием.

Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

        Чтобы объяснить ребенку, как правильно дышать, предложите ему сделать несколько упражнений.

  1. Упражнения для положения лежа "По волнам"

Ребенок ложится на спину, на живот ему кладём игрушку (лучше всего мягкую). При вдохе носом живот "надувается", игрушка поднимается. Выдох ртом, живот "сдувается", игрушка опускается. Пусть малыш представит, что игрушка плавает по волнам.

Качаю рыбку (или название другой игрушки) на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет она по мне.

  1. Упражнение выполняется из положения сидя "Большие бегемотики"

Ребенок садится на стул, руки кладет на живот. На вдохе живот "надувается", на выдохе опускается.

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

 

 

Игры и упражнения

Большинство игр проходят незаметно как бы между делом, непринужденно и увлекательно. Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

  1. "Задуй свечу"

Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки.

  1. "Свисток"

 Дуем в свисток или дудочку. Используем всевозможные детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Но главное правильно — диафрагменным дыханием.

3."Катаем карандаш"

Вдыхаем носом и выдыхаем через рот. Пробуем воздухом прокатить карандаш по столу.

 

 

4."Надуваем шарик"

Так же во время упражнения следим за правильным дыханием. 

 

 

 

 

 

5."Греем руки"

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются. 

6."Вьюга"

Дуем на бумажки (порванные на мелкие кусочки), вату, пушинки и т.д. Представляем, что ветер поднимает снег.

7."Кораблики"

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой (можно играть в ванне, в бассейне и т.д.) делаем из бумаги кораблик (можно использовать любые легкие предметы). Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на кораблик, подгоняя его к другому берегу.

 

 

8. "Мыльные пузыри"

Пробуем надувать мыльные пузыри из различных рамок.

 

 

 

 

 

9. "Воздушный футбол"

Мячиком может служить кусочек скомканной ваты или салфетки. Лучше всего играть в крышке коробки. Стараемся попасть в ворота соперника, дуя на мячик с помощью коктейльных трубочек.

10. "Цветной дождик"

Закрепляем на нитку разноцветные ленточки. Подвешиваем горизонтально на расстоянии примерно 10см от ребенка. Предлагаем подуть на них, затем усложняем задания, предлагаем подуть на одну из ленточек.

Похожая игра "Снежинки", на нитку подвязываются снежинки, дети должны дуть на них.

Главное следить, что бы воздух выходил весь, а не порционно.

 

 

11."Буря в стакане"

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

 

 

 

12. Учим короткие стихотворения

Самый лучший вариант, это стихотворения А. Барто. Задача взрослого следить за правильностью вдохов и выдохов.

13.  Скороговорки

Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У ёлки иголки колки.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Интересно, сколько Егорок получится у вас на одном выдохе?

Произношение скороговорок помогают ребенку рационально использовать воздух на выдохе.

14. Пение

Пусть ребенок пропевает слоги с различным тембром, высотой, интонацией. Это будет не только полезно, но и очень весело. 

        Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения.

Список литературы:

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  3. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
  4. «Дефектология» №2 – 2006г.
  5. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.

Материал подготовил учитель-логопед «МУЦППМСП» Ивановская Т.П.

20-05-2020, 12:02 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр