Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Январь 2021 (13)
Декабрь 2020 (25)
Ноябрь 2020 (9)
Октябрь 2020 (7)
Сентябрь 2020 (15)
Август 2020 (4)



Если ваш ребёнок не говорит

Советы логопеда родителям неговорящих детей

Если Ваш малыш в возрасте 2,5-3 лет так и не начал разговаривать, без содействия логопеда не обойтись, но кое - что вы сможете сделать и самостоятельно! Как вызвать появление первых слов и сделать речь богаче? Как правильно строить диалог с неговорящим ребёнком?

Не просите малыша: «Скажи: Мама, дай» или «Повтори: «Будь-до-зер». А уж наказывать его за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм – при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

1. Участие ребенка в домашних делах и оречевление повседневной жизни.

Для формирования обобщающий функции мышления, закрепления обобщающих понятий советуем игрушки ребенка разложить в красивые цветные коробки: в отдельную коробку — животных, в отдельную — посуду и т.п. Приучайте ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку — самые высокие бруски; в другую — самые маленькие кубики, в третью —самые толстые цилиндры и т.д.).

Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием — пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно — позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.

Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить—варить—печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху — что готовится на кухне.

2. Играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

а) «Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.

б) «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!

в) «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» - непременно делайте паузу - дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза - Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза - Добро пожаловать!»

Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами – так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы.

3. Игры – поручения.

Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку чет­кие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией.

Давайте малышу простые поручения:

  • Донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);

  • Положить на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);

Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов и действий, учится помогать маме. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, что именно хорошего он сделал.

4. Оречевляйте жест ребёнка.

Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.

Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно. Что ты хочешь? – пауза - Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать! Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.

5.  «Упрощенные слова».

Используйте в своей речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах. Не требуйте от ребенка повторения сложных слов. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!».

6. На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка должна подхватываться, поощряться, допущенные ошибки не исправляются.

7  Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

8  Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

9  Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Материал подготовил учитель-логопед Овчаренко Т.В.

29-12-2020, 15:56 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр