Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2021 (5)
Февраль 2021 (17)
Январь 2021 (9)
Декабрь 2020 (24)
Ноябрь 2020 (9)
Октябрь 2020 (7)



Родителям на заметку

 

«Как помочь детям преодолеть дисграфию».

Дисграфия – нарушения письма.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом - работы, выполненные ими содержат множество грамматических ошибок. Например, они не используют заглавные буквы, знаки препинания. Отдельные буквы бывают неверно ориентированы в пространстве: путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” и т.д.

Определить наличие нарушений письма и чтения несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: колова (корова).

3. Смешение фонем по акустическому сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные (б-п, г-к, д-т, з-с и т.д.), свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: дом (том), лёбит (любит).

4. Пропуск букв и слогов, недописание слов, что связано с недоразвитием языкового анализа и синтеза.

5. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.


Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия?

Прежде всего - настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Цель уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Также используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц и т.д.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день необходимо писать короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Материал подготовлен учителем-логопедом Копцевой А.А.

5-02-2021, 15:27 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр