Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письменной речью. Часто родители склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не старается». Специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письма.
По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество ошибок. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы, слоги или пропускать их, заменять буквы (Н-р, вместо Б он слышит и пишет П, а Ц заменяет на Ч). У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак), могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.
Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Нарушение письма чаще становится очевидным ко 2-му классу. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.
Какие же причины приводят к нарушению письма?
1. Первая и наиболее часто встречающаяся — так называемые минимальные мозговые дисфункции(ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Например, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания.
2. Играет роль и наследственный фактор. Дисграфия может быть связана с врожденными особенностями строения мозга. Если у одного из родителей в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.
3. Огромное значение для овладения процессами письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии.
4. Нарушение письма может быть вызвано двуязычием в семье.
5. Причиной нарушения письма может быть несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы
6. Ребенок слишком рано пошел в школу. Неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Несколько советов родителям:
1. Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…)
2. Пишите тексты с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:
- если ребёнок посещал логопедический детский сад;
- если в 2–3 года была задержка речевого развития;
- если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
- если ребёнок левша или переученный левша;
- если у ребёнка были травмы головы;
- если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.
Не предлагайте детям исправлять ошибки, научите их не делать ошибки.
Материал подготовил учитель-логопед МУ ЦППМСП г.Магнитогорска Овчаренко Т.В.