Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2021 (2)
Март 2021 (20)
Февраль 2021 (12)
Январь 2021 (8)
Декабрь 2020 (23)
Ноябрь 2020 (9)



Родителям на заметку

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письменной речью. Часто родители склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не старается». Специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письма.

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество ошибок. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы, слоги или пропускать их, заменять буквы (Н-р, вместо Б он слышит и пишет П, а Ц заменяет на Ч). У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак), могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Нарушение письма чаще становится очевидным ко 2-му классу. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Какие же причины приводят к нарушению письма?

1. Первая и наиболее часто встречающаяся — так называемые минимальные мозговые дисфункции(ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Например, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания.

2. Играет роль и наследственный фактор. Дисграфия может быть связана с врожденными особенностями строения мозга. Если у одного из родителей в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

3. Огромное значение для овладения процессами письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии.

4. Нарушение письма может быть вызвано двуязычием в семье.

5. Причиной нарушения письма может быть несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы

6. Ребенок слишком рано пошел в школу. Неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.  Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…)

2. Пишите тексты с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

- если ребёнок посещал логопедический детский сад;

- если в 2–3 года была задержка речевого развития;

- если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;

- если ребёнок левша или переученный левша;

- если у ребёнка были травмы головы;

- если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Не предлагайте детям исправлять ошибки, научите их не делать ошибки.

Материал подготовил учитель-логопед МУ ЦППМСП г.Магнитогорска Овчаренко Т.В.

31-03-2021, 14:47 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр