Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Май 2022 (16)
Апрель 2022 (10)
Март 2022 (11)
Февраль 2022 (6)
Январь 2022 (4)
Декабрь 2021 (7)



Родителям будущих первоклассников

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений письменной речи.

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в 1-ый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Но у некоторых детей с началом обучения в школе вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.

Письменная речь является особым видом психической деятельности, формирующаяся лишь в условиях целенаправленного изучения. Овладение письменной речью считается принципиальным и обязательным условием для удачного усвоения школьной программы.

Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. В течение года его навыки совершенствуются. Но если под конец первого учебного года ребенок допускает одни и те же «странные» или их еще называют специфические ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то скорее всего, это может говорить о трудностях формирования письменной речи и в дальнейшем о ее нарушении – дисграфии и дислексии.

Дислексией называют нарушение, представляющее собой расстройство процессов овладения чтением, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера. Дети с дислексией допускают следующие ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов или не проговаривают окончание слова, слова читают несколько раз, но не получается поставить ударение и понять значение, скорость чтения невысокая. Ошибки носят стойкий характер. Нет такого, что сегодня ребенок почитал хорошо, а завтра плохо. Стойко читает плохо, иногда вообще не читает. Сейчас не редкость, когда старшеклассники или даже взрослые люди читают по слогам или вообще не могут овладеть чтением.

Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, специфическими ошибками не на правило. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом, написанные ими диктанты и выполненные упражнения содержат множество ошибок:

-искажения, замены и пропуски букв и слогов;

- искажение звукослоговой структуры слова;

- нарушение слитности написания отдельных слов в предложении;

- грамматические ошибки (аграмматизмы, иногда необъяснимые) и т.д.

В дальнейшем нарушение письма может перейти в дизорфографию. Дизорфография проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. «Правила знает, но применить их не может». Ребенок не видит «опасного места». Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.

Коррекция нарушений письменной речи наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии и дислексии. Здесь важно понять, что легче предупредить специфические ошибки на письме, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения этих нарушений у детей путем устранения у них уже появившихся предпосылок.

Как указывает Л.Г. Парамонова (2001), наличие предпосылок дисграфии и дислексии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок дисграфии и дислексии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь.

Дисграфия и дислексия возникают не в школе и проявляются не внезапно, а это вполне закономерный ход дизонтогенеза (нарушения развития), как правило, речевой патологии, которая сопровождает ребенка с момента его рождения, по-разному проявляясь на разных этапах развития. Школьник с нарушением письменной речи – это, как правило, дошкольник с речевыми нарушениями. Речевые нарушения также могут быть отягощены СДВ и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

На что следует обратить внимание? Как не пропустить первые звоночки, первые признаки этих нарушений? Что делать дальше, когда проблема обнаружена?

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушения письменной речи:

- недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии;

- дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;

- недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;

- недоразвитие лексико – грамматических средств языка может в дальнейшем привести к аграмматической дисграфии;

- несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;

- недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Показатели речевого развития шестилетних детей.

К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:

  1. Звукопроизношение полностью соответствует норме.

К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.

Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает все-таки обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.

Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.

Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: экскаватор, велосипедист, воспитательница и т.д.

  1. Сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем.

При нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью. Например, если ребенок не различает на слух звуки Т и Д, на письме он не будет знать, какая буква (Д или Т) должна быть написана в словах ДОМ и ТУФЛИ.

  1. Сформированы процессы языкового анализа и синтеза.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка: ребенок умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формами звукового анализа. Для записи любого слова ребенок должен не только правильно уметь отличить одни звуки от других, но и отчетливо представлять их последовательность в слове, т. е он должен владеть звуковым анализом слов.

  1. Сформированность грамматического строя речи.

К началу школьного обучения у ребенка должны сформированы навыки построения предложений, умения употреблять простые предложения.

Ребенок владеет нормами словоизменения и словообразования различных частей речи, адекватно использует предлоги.

Ребенок правильно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывает слова в нужной форме, выделяет звуковые и смысловые различия между словами, образовывает прилагательные от существительных.

  1. Словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи.

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен быть в достаточном объеме и составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи. Ребенок умеет осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений и пользуется обобщающими понятиями.

  1. Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать развернутые (т. е. состоящие из нескольких предложений) высказывания – рассказы, тексты, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать мысли.

К началу школьного обучения ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном.

7. Первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной активности, у них проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.

Таким образом, какие-либо отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

Отдельно стоит выделить такую наболевшую проблему, как осведомленность родителей о разновидностях речевых нарушений и их влияния на развитие ребенка. К сожалению, часто родители обращают внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития детей. Для многих это является главным, если не сказать единственным, показателем уровня развития речи ребенка.

Какие бывают нарушения устной речи?

К ним относятся следующие логопедические заключения:

- Фонетический дефект (ФН)– нарушение произношения звуков. В этом случае страдает только звукопроизношение, другие стороны речи сохранны. В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного звука и автоматизации его в речи.

- Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)– страдает вся звуковая сторона речи: нарушение произношения, трудности различения звуков, звукового анализа и синтеза. В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного звука и автоматизации его в речи, а также развитию фонематических процессов.

- Общее недоразвитие речи (ОНР)– это более сложное системное нарушение речевого развития, которое включает: нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексико-грамматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом). В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по развитию всех компонентов речи.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат. Развивая дошкольника, мы создаем фундамент для успешного обучения школьника.

Материал подготовил учитель-логопед МУ "ЦППМСП" Овчаренко Т.В.


10-01-2022, 12:58 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр