Речевая готовность ребенка к обучению в школе
Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы.
Готовность речи ребенка к обучению в школе можно определить, оценив разные ее компоненты:
- сформированность звукопроизносительной стороны речи;
- сформированность фонематическогослухаи фонематическоговосприятия;
- сформированностьлексического запаса;
- сформированность грамматического строя речи;
- сформированность связной речи, самостоятельного связного высказывания.
Звукопроизносительная сторона речи
Ребенок должен четко произносить звуки всех фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры и т.д.). Если у ребенка присутствуют нарушения звукопроизношения, то следует обратиться за логопедической помощью.
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Фонематический слух — это способность слышать и различать звуки речи. Ребенок должен на слух различать и воспроизводить цепочки слогов и слов, отличающиеся по звонкости — глухости (па-ба, да-та, бабочка-папочка, уточка-удочка), по твердости — мягкости (лу-лю, мы-ми, лук-люк, мышка-мишка), различать акустически близкие звуки (с-ш, каска-кашка). Если ребенок допускает ошибки, то следует провести коррекционную работу. На письме такие ошибки проявляются в заменах букв сходных по акустико-артикуляционному признаку (коза-коса, миска-мишка), в пропуске мягкого знака (уголь-угол, мел-мель). Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т.е. производить фонематический анализ и синтез.
- фонематический анализ - это умение выделять в тексте предложения, определять количество слов в предложении, делить слова на слоги, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), уметь давать характеристику звукам (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий).
- фонематический синтез — это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слова из звуков.
Как проверить сформированность данных процессов. Попросите ребенка посчитать сколько слов он услышал в предложении, сколько слогов в слове, определить ударный слог, назвать первый и последний звук в слове, количество звуков в слове. При нарушениях фонематического восприятия, появляются специфические ошибки на письме и при чтении: пропуски слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах; слитное написание слов в предложении; ошибки в оформлении границ предложений.
Лексический запас
Ребенок должен использовать в своей речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, антонимы и синонимы, уметь объяснять фразеологизмы, пословицы («светлая голова», «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»), владеть обобщающими понятиями по разным лексическим темам (профессии, одежда, птицы, электрические приборы и т.д.) Если отмечается бедность словарного запаса, то могут возникнуть трудности при составлении рассказов и пересказов, при написании сочинений и изложений.
Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь грамматически правильно оформлять предложения устной речи, а именно: изменять слова по родам, числам, падежам, временам; образовывать слова с помощью приставок, суффиксов; использовать предложения с предлогами, однородными членами; самостоятельно исправлять ошибки.
Грамматические ошибки устной речи проявятся и в письменной речи. Ребенок будет испытывать трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений ( «желтый груша», «шесть стулов»).
Связная речь
Будущий первоклассник должен уметь составлять: пересказы сказок, описательные рассказы о предметах, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картинок, устанавливать причинно-следственную связь, делать умозаключения. Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико-грамматического строя речи и мыслительных операций.
Уважаемые родители, оценивая готовность ребенка к школе, обратите внимание на развитие навыков фонематического анализа и синтеза , достаточный словарный запас, умение составлять рассказы.
Список используемой литературы:
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. - 112 с.
- Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.
- Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с. Материал подготовила учитель-логопед МУ «ЦППМСП» Стрункова Милена Сергеевна.