Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям на заметку

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Время дошкольного детства - это тот период, когда закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. Это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка. 

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя. Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.

Основные периоды формирования грамматического строя речи:

  • Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).

  • Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).

  • Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. 

Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.

Одним способом формирования грамматического строя речи у дошкольников является использование дидактических игр.

Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи.

1. «Назови ласково».

Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему уменьшительно- ласкательную форму (дом-домик, солнце-солнышко).

2. «Один - много».

Взрослый называет один предмет, а ребенок – много (яблоко-яблоки, ухоуши).

3. «Веселый счет».

Считать до 5 и обратно любые окружающие предметы.

4. «Хвалилочка».

Расхваливать предметы, называя как можно больше слов-определений. Валенки новые, красивые, пушистые, белые, удобные, шерстяные, тёплые.

5. «Есть - нет».

Взрослый произносит предложение со словами «У меня есть…», а ребенок отвечает предложением со словами «У меня нет…» (У меня есть большая пушистая собака. У меня нет большой пушистой собаки.)

6. «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку закончить предложения: Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Лиза через лужу …(перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает). И др.

7. «Чьё это?».

Взрослый предлагает ребенку словосочетания, которые он должен преобразовать. (Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва, зубы тигра, копыта лошади, шерсть кролика, рога лося, усы кошки, следы зайца.) 

8. «Волшебный мешочек».

Положите в небольшой непрозрачный мешочек различные предметы, игрушки. Доставайте по очереди попавшиеся предметы и описывайте их по алгоритму, о котором договоритесь заранее (Что это? Какого цвета? Из какого материала? Для чего необходимо? Или где применяется? Для каких целей? Можно объединить в группы овощи, игрушки, транспорт или живое – неживое.)

9. «Придумай предложение».

Взрослый называет любое прилагательное. Затем по очереди необходимо наращивать количество слов, точно повторяя предыдущие, чтобы получилось развернутое предложение. (Синий... Синий автобус... Синий автобус едет... Синий автобус едет по... Синий автобус едет по улице...)

10. «Слова-родственники».

Предложите ребенку подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. Если он затрудняется, можно помочь, задавая наводящие вопросы. (подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из рыбы? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.)

11. «Великаны, люди, лилипуты».

Расскажите ребенку историю про великанов и лилипутов. Предложите изменять слова для великанов и лилипутов. У людей – руки, у великанов ручищи, у лилипутов ручки, ручонки и др. Моделируйте данные игры, придумывайте новые. Играйте каждый день, используя 2-3 игры. Поощряйте ребенка жетонами или наклейками, которые он будет приклеивать в импровизированный дневник.

12. «Какой предмет?».

Сок из вишни (какой?) – вишнёвый, варенье из вишни (какое?) …, начинка из вишни (какая?) …, косточки от вишни (какие?) … . Аналогичные словосочетания составить со словами: из яблок, из слив, из малины, из клубники, из апельсина, из лимона.

Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.

13. «Наоборот» (образование слов-антонимов).

Обеденный стол большой, а журнальный столик… . Дерево высокое, а куст … . Река длинная, а ручей … . Книга толстая, а тетрадь … . Дорога широкая, а тропинка … . Орехи крупные, а семечки… .

14. «Больше существительных».

Нужно подобрать как можно больше существительных к одному прилагательному, побеждает тот, у кого слов больше. Деревянные – ложки, кубики, столы, скамейки, двери. Кожаные … Пластмассовые … Металлические … Бумажные … Шёлковые … Шерстяные … Фарфоровые … Ватные … Соломенные… Меховые …

15. «Какая посуда?»

Можно брать любые предметы и соответственно - материалы. Из стекла – стеклянная. Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …

16. «Чей предмет?»

Образование притяжательных прилагательных. Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра …Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда …

Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.

Материал подготовил учитель-логопед МУ "ЦППМСП" Овчаренко Т.В.

 

29-03-2022, 13:54 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр