Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Компьютерные игры в логопедии

Применение компьютерных игр в логопедии

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. 

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
- Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
- Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
- Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
- Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
- Способствовать положительной динамике развития.

Использовать лишь ИКТ (информационные компьютерные технологии) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

- достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин;

- выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия;

- их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации;

- расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см;

- во время игры у ребенка должна быть прямая спина;

- после ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:
- Программно-методические комплексы, электронные учебники
- Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте
- Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов
- Мультимедийные энциклопедии

Сейчас существует большое количество разнообразных речевых тренажеров, которые можно сделать самостоятельно. Но есть игры, хорошо зарекомендовавшие себя среди специалистов:

  • «Мир за твоим окном» − предназначена для старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения слуха, речи и задержку психического развития. С ее помощью выявляют и преодолевают трудности в овладении мыслительными операциями и коммуникативной деятельностью. Ее используют в специализированных коррекционных учреждениях, ПМПК и центрах реабилитации.

  • «Демосфен» − применяют в работе с детьми с заиканием. С ее помощью вырабатывают специальные связи с ЦНС (центральной нервной системой), позволяющие осознанно контролировать темпо-ритмическую сторону. Процесс основан на визуализации речи.

  • «Уроки мудрой совы» − помогает преодолеть дисграфию и дислексию.

  • «Учимся с Логошей» − подготавливает детей к обучению в школе.

  • «Dizartria. NET» − эту программу используют только для коррекции дизартрических расстройств. Она помогает нормализовать функционирование речедвигательных центров коры головного мозга; сформировать сильный выдох; скорректировать просодическую сторону речи.

  • «Солнечный замок» − упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.

  • «Дельфа-142» − данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.

  • «Игры для Тигры» − данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. С ее помощью можно исправить не только звукопроизношение и просодику, но и поработать над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:

- «Просодика» (Модули:  дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);
- «Звукопроизношение»;
- «Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);
 
- «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, а соответственно и словесно-логического мышления, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.

Материал подготовил учитель-логопед

МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска

Копцева А.А., май 2022

7-06-2022, 15:47 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр