Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Консультация для родителей детей с ОВЗ, обучающихся на дому

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.

  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

  • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.

  • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.

  • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.

  • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.

  • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».

  • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».

  • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.

  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

  • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.

  • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

 

Подготовила учитель-логопед

МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска

Планкова М.Ю.,

Сентябрь, 2022

 

15-10-2022, 16:14 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр