Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



«Что такое дислексия и как ее избежать»

 «Что такое дислексия и как ее избежать»

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.  

Симптомы дислексии

  • Медленное чтение по слогам или по буквам.
  • Угадывающее чтение, ошибки в виде замен или перестановок, пропусков букв.
  • Нарушение понимания смысла прочитанного.
  • В большинстве случаев дислексия является изолированным нарушением (то есть самостоятельным, не сопровождается нарушениями функции памяти и др.).
  • Общая способность к обучению у детей не страдает.

Формы

  • Фонематическая дислексия. Фонемой в русском языке называют минимальную единицу звукового строя. Сама фонема не имеет самостоятельного значения, но несет смыслоразличительные функции в словах, например, том-дом-ком. Таким образом, изменение одной из фонем в слове или перестановка фонем, например, липа-пила, приводят к изменению значения слова.
    Ребенок с этой формой дислексии смешивает звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (например, шок-сок).
  • Семантическая дислексия(или механическое чтение) заключается в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста в целом. При этом технически ребенок читает абсолютно правильно, но после прочтения не может передать суть прочитанного. В основе данного явления лежит:
    • трудность звукослогового анализа (звукослоговой анализ — это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов сочетаний звуков, слогов и слов);
    • нечеткость представлений о синтаксических связях внутри предложения (слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими членами предложения).
  • Аграмматическая дислексия. Данный вид наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. Характерно:
    • изменение падежных окончаний и числа существительных (в домов);
    • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных (интересный книга);
    • изменение окончаний глаголов 3-его лица в прошедшем времени (сделул).
  • Оптическая дислексия заключается в трудности усвоения сходных по внешнему написанию букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Ы-Ь, П-Н).
  • Мнестическая дислексия. При данной форме ребенок с трудом усваивает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

 Причины

  • В основе дислексии лежат нейробиологические причины (недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга):
    • многочисленные исследования показали, что у детей с дислексией определенные зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) функционально менее активны, чем у здоровых;
    • у лиц с дислексией также отмечается пониженная плотность мозговой ткани в задней части средней височной извилины слева.
  • Наследственность: мутация гена DCDC2 6-ой хромосомы влияет на развитие нейронов в определенных зонах мозга, что ведет к развитию дислексии.
  • Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.
  • Возможно развитие дислексии в результате травм головного мозга.

 Как распознать дислексию

  • Распознать дислексию — достаточно трудная задача. Характерные симптомы дезориентации ребенка:
    • дезориентация в пространстве;
    • дезорганизация;
    • трудности с восприятием информации
    • неуклюжесть или нарушение координации;
    • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.
  • При подозрении на дислексию с ребенком проводятся специальные тесты на определение уровня владения навыками чтения (в сравнении с показателями детей аналогичного возраста).
  • Функциональная МРТ, ПЭТ — диагностика головного мозга — при обследовании выявляется снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле головного мозга (задней части левой средней височной извилины). Также при обследовании обнаруживается снижение функциональной активности в этой области мозга, по сравнению с нормой.
  • Возможна также консультация детского логопеданеврологапсихолога.

 Осложнения и последствия

  • Низкая успеваемость ребенка в школе по сравнению со сверстниками.
  • Социальное отчуждение (ребенок может стать предметом насмешек и др.).
  • Возможно развитие комплекса неполноценности.

 Коррекция дислексии

  • Регулярные занятия с ребенком должны проводиться как родителями, так и специалистами (логопедами). В ходе занятий ребенок должен учится соотносить произнесенные звуки с буквами, при этом используются наглядные материалы.
  • На ранних этапах дисклексия относительно легко поддается коррекции.
  • Рекомендуются занятия с детским психологом.

 Профилактика дислексии

Так как врачи предполагают, что дислексия является генетическим заболеванием (наследственным), то предупредить ее (при наличии изменений на генетическом уровне) невозможно. Однако, при условии внимательного и терпимого отношения к ребенку, проявления дислексии могут стать минимальными.

Необходимо:

  • прививать ребенку привычку воспринимать прочитанное на слух с самого раннего возраста (для этого родители должны регулярно читать своим детям литературу, соответствующую его возрасту);
  • обучать ребенка первым навыкам чтения уже в дошкольном возрасте (в игровой форме, с использованием наглядных материалов);
  • своевременное выявление первых признаков дислексии (могут проявиться уже в возрасте пяти лет) и их коррекция (занятия с ребенком, посещение логопеда);
  • чем раньше будут выявлены первые признаки дислексии, тем быстрее и проще нарушение поддается коррекции.

 

Подготовлено учителем-логопедом  Кожемякиной Н.М. 

 

29-04-2015, 04:08 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр