«Что такое дислексия и как ее избежать»
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.
Симптомы дислексии
- Медленное чтение по слогам или по буквам.
- Угадывающее чтение, ошибки в виде замен или перестановок, пропусков букв.
- Нарушение понимания смысла прочитанного.
- В большинстве случаев дислексия является изолированным нарушением (то есть самостоятельным, не сопровождается нарушениями функции памяти и др.).
- Общая способность к обучению у детей не страдает.
Формы
- Фонематическая дислексия. Фонемой в русском языке называют минимальную единицу звукового строя. Сама фонема не имеет самостоятельного значения, но несет смыслоразличительные функции в словах, например, том-дом-ком. Таким образом, изменение одной из фонем в слове или перестановка фонем, например, липа-пила, приводят к изменению значения слова.
Ребенок с этой формой дислексии смешивает звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (например, шок-сок). - Семантическая дислексия(или механическое чтение) заключается в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста в целом. При этом технически ребенок читает абсолютно правильно, но после прочтения не может передать суть прочитанного. В основе данного явления лежит:
- трудность звукослогового анализа (звукослоговой анализ — это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов сочетаний звуков, слогов и слов);
- нечеткость представлений о синтаксических связях внутри предложения (слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими членами предложения).
- Аграмматическая дислексия. Данный вид наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. Характерно:
- изменение падежных окончаний и числа существительных (в домов);
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных (интересный книга);
- изменение окончаний глаголов 3-его лица в прошедшем времени (сделул).
- Оптическая дислексия заключается в трудности усвоения сходных по внешнему написанию букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Ы-Ь, П-Н).
- Мнестическая дислексия. При данной форме ребенок с трудом усваивает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Причины
- В основе дислексии лежат нейробиологические причины (недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга):
- многочисленные исследования показали, что у детей с дислексией определенные зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) функционально менее активны, чем у здоровых;
- у лиц с дислексией также отмечается пониженная плотность мозговой ткани в задней части средней височной извилины слева.
- Наследственность: мутация гена DCDC2 6-ой хромосомы влияет на развитие нейронов в определенных зонах мозга, что ведет к развитию дислексии.
- Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.
- Возможно развитие дислексии в результате травм головного мозга.
Как распознать дислексию
- Распознать дислексию — достаточно трудная задача. Характерные симптомы дезориентации ребенка:
- дезориентация в пространстве;
- дезорганизация;
- трудности с восприятием информации
- неуклюжесть или нарушение координации;
- синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.
- При подозрении на дислексию с ребенком проводятся специальные тесты на определение уровня владения навыками чтения (в сравнении с показателями детей аналогичного возраста).
- Функциональная МРТ, ПЭТ — диагностика головного мозга — при обследовании выявляется снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле головного мозга (задней части левой средней височной извилины). Также при обследовании обнаруживается снижение функциональной активности в этой области мозга, по сравнению с нормой.
- Возможна также консультация детского логопеда, невролога, психолога.
Осложнения и последствия
- Низкая успеваемость ребенка в школе по сравнению со сверстниками.
- Социальное отчуждение (ребенок может стать предметом насмешек и др.).
- Возможно развитие комплекса неполноценности.
Коррекция дислексии
- Регулярные занятия с ребенком должны проводиться как родителями, так и специалистами (логопедами). В ходе занятий ребенок должен учится соотносить произнесенные звуки с буквами, при этом используются наглядные материалы.
- На ранних этапах дисклексия относительно легко поддается коррекции.
- Рекомендуются занятия с детским психологом.
Профилактика дислексии
Так как врачи предполагают, что дислексия является генетическим заболеванием (наследственным), то предупредить ее (при наличии изменений на генетическом уровне) невозможно. Однако, при условии внимательного и терпимого отношения к ребенку, проявления дислексии могут стать минимальными.
Необходимо:
- прививать ребенку привычку воспринимать прочитанное на слух с самого раннего возраста (для этого родители должны регулярно читать своим детям литературу, соответствующую его возрасту);
- обучать ребенка первым навыкам чтения уже в дошкольном возрасте (в игровой форме, с использованием наглядных материалов);
- своевременное выявление первых признаков дислексии (могут проявиться уже в возрасте пяти лет) и их коррекция (занятия с ребенком, посещение логопеда);
- чем раньше будут выявлены первые признаки дислексии, тем быстрее и проще нарушение поддается коррекции.
Подготовлено учителем-логопедом Кожемякиной Н.М.