Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям о развитии

Раннее развитие детей. С чего начать

По почте пришел запрос на написание «Развивающей программы для детского центра». Интересуемся: «на какой возраст ориентируемся?», и ответ просто потряс: «от четырех месяцев». 

Удивительная мания охватила матерей в последние 10 лет на «развивалки» или «развивашки». С трех месяцев младенцев начинают водить по разнообразным занятиям, искренне считая, что готовят деточек к взрослой жизни. Честно говоря, это пугает. 

В садовской группе часть детишек после рабочего дня идут гулять в парк и на горку, а часть – на «развивалки», готовиться к школе. Детям 3-4 года, их не надо ни к чему готовить! Важнее всего дать им наиграться, научиться дружить, понимать себя и других людей. Но какая-то необъяснимая тревога гонит родителей обучать малышей чтению, счету и письму гораздо раньше всех возрастных норм.

Иногда  от мам можно услышать: «Надо начинать заранее, а то потом будет поздно. В школах сейчас знаете, какие требования?! Вот-вот, не будет уметь читать-писать – в приличное место уже не попасть». 
Как будто от школы хоть что-то зависит! Как будто мы можем предусмотреть все возможные повороты судьбы, знаем, что будет востребовано через пять лет, какие будут законы.

Но – мамы тревожатся. Жизнь стала очень стремительной и абсолютно непредсказуемой. То, что вчера было необсуждаемой нормой («все воспитанные люди читают книги Стругацких», «все интеллигентные девочки играют на фортепиано»), сегодня превратилось в умозрительные конструкции.

Мамам стало казаться, что если они впихнут в эту маленькую лысенькую головку по больше разных знаний-умений-навыков, их чадо приобретет значительное преимущество в карьере.

Хотя, на самом деле, истинная цель этих занятий – дать маме возможность перевести дух в течение дня. И все. 

Очень тяжело оставаться с активным, любознательным, всюду лезущим «шилопопым» малышом день за днем, одной, в маленькой (или большой, неважно) квартире. Этот «день сурка» сводит с ума. А тут – Монтессори, тепло, чисто, коврики всякие, безопасно, полно новых игр, ребенок занят. И повод достойный: я не просто так тут тусуюсь, я ребенка развиваю.

Методик раннего развития много, гораздо больше, чем выдержит один ребенок. Когда вы будете составлять план захвата методик, кружков и игр, помните о технике безопасности: важнее не нагрузить ребенка всеми занятиями сразу, и даже не выбрать лучшие из них. Ниже в статье кратко рассказано о самых популярных направлениях раннего развития.

 

Методика монтессори.

Основатель методики - Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

Мария Монтессори создала свою систему, как альтернативу традиционной педагогике. Метод предназначался для детей от 3 лет. На сегодняшний день, далеко не все, что вы увидите в Монтессори-студиях действительно присутствовало в системе в оригинале. Многие педагоги добавляют разные элементы «от себя», именуя метод системой Монтессори.

Автор разработала огромное количество специальных материалов для своих студий. На первый взгляд, они похожи на игрушки, но сама Монтессори настаивала на том, чтобы говорить «материалы» вместо «игрушки» и «заниматься» вместо «играть».

Что представляют собой студии Монтессори? Кажется, что занятия по методу Монтессори никак не организованы. Вы приводите ребенка в помещение из одной-двух комнат, разделённых на 6 зон: зона для игр с водой, творческая зона, спортивная, зона для занятий с крупами, зона для изучения математических понятий (размер, объем предметов) и зона сенсорного развития (материалы, разные на ощупь). Такое специально организованное пространство называется Монтессори-среда.

Занятие длится от часа до полутора. Начинается оно с приветствия – дети собираются в круг, делают пальчиковую гимнастику, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Приветствие длится не более 10-15 минут. После этого дети расходятся по комнатам, и принимаются за то занятие, которое им больше всего по душе.

При этом педагог не предлагает малышам никакой организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Считается, что невмешательство взрослого развивает в детях самостоятельность.

В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик и дети снова собираются в круг – делают зарядку, смотрят сказку, и, традиционно, задувают свечку.

Главный принцип системы Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.

Основные пункты системы М. Монтессори:

  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Стоит заметить, что система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.

В системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя.

Отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени.

После демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Некоторые специалисты в области Монтессори-педагогики критикуют создание столь распространившихся сейчас групп «Монтессори с рождения», ведь оно противоречит одному из базовых постулатов Марии Монтессори, а именно - развитию самостоятельности. Так или иначе, присутствие в таких группах мам не имеет отношение к самостоятельности.

Вальдорфская педагогика.

Основатель - философ и педагог Рудольф Штайнер.

Суть метода - помочь ребенку развить заложенные в нем от природы возможности.

Основные идеи:

  • Вальдорфская педагогика не ставит себе целью развитие интеллекта малыша, считается, что до школы ребенка нельзя учить читать и писать. Маленький ребенок постигает мир, пробуя все сам. В требования педагогов входит запрет на радио, кино и телевидение.
  • Методика запрещает оценивать ребенка. Оценка - как отрицательная, так и положительная - считается вмешательством в естественное развитие. Ребенок, ожидающий оценки, действует из желания добиться похвалы.
  • В Вальдорфских студиях изучают народную культуру и разнообразные виды художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство пронизывают жизнь детей. Они проигрывают сказки, изображают сказочных персонажей.
  • Помимо занятий искусствами, широко практикуются разные формы ручного труда и ремесла. К ним относится привлечение детей к домашнему хозяйству (выпечке печения, хлеба, приготовлении салатов, сервировке стола, уборке помещения), рукоделие и овладение различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков.
  • Важным содержанием жизни детей является игра. Помимо свободной игры, здесь практикуются особые игры-хороводы - "райгены". Например, дети движениями показывают, как растет и распускается цветок, деревья качаются на ветру, как движутся разные животные, как работают люди разных профессий. Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ.
  • Основой программы занятий является ритм и повторение. Уделяется много внимания тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы малышей сохранялись неизменными. Считается, что так мы получаем возможность приблизиться к ритму природы, а через природу – к своим собственным ресурсам.
  • Особое внимание уделяется детским взаимоотношениям. Воспитатель стремится постоянно подчеркивать ценность и уникальность каждого ребенка.

Существуют спорные моменты и в этом направлении:

Учителя Вальдорфских школ настаивают на том, чтобы дети лечились гомеопатией и были далеки от СМИ. Эти же требования касаются и их родителей.

Вальдорфская педагогика ориентирована, в основном, на творческое и духовное развитие личности. Эта среда, вряд ли, сможет достойно развить ребенка с техническими способностями.

Выпускники школ и детских садов системы не всегда легко потом вписываются в среднестатистические учебные заведения, в компанию «обычных» детей. Они привыкли к дружественной, творческой и очень «оберегающей» среде. Вероятно, что таким деткам будет трудно столкнуться с отсутствием индивидуального подхода учителей или, скажем, дедовщиной в классах. Поэтому, если ребенок ходит в Вальдорфский детский сад – оптимально сразу присмотреть для него школу в аналогичной системе образования.

Игры Никитиных.

Существуют определенные правила у таких игр:

  1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение, и ваше, и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
  2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть.
  3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны выполнять самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
  4. Чтобы ощутить трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
  5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.
  6. Если ребенок не справляется с заданием, - значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его!
  7. В каком порядке давать игры? Начните с игры "Сложи узор". Это творческая задача как для ребёнка, так и для родителей.
  8. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, а потом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней.
  9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
  10. Для самых маленьких (1,5 - 3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте "имена" (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.
  11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
  12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.
  13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, ереходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели, узоры, фигуры.
  14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.

Методика Глена Домана.

Основатель - Глен Доман - американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей, начиная с рождения. 

В основе метода лежит утверждение, что чем интенсивнее будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем лучше развивается его интеллект. Практически с самого рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. Начиная с трех-шести месяцев малышу регулярно показывают карточки, позволяющие ему научиться чтению, счету и получить энциклопедические знания.

Основные идеи методики:

  • Каждый ребенок – может стать гением, а раннее развитие – это ключ к его гениальности. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.
  • Человеческий мозг развивается благодаря предложенной ему нагрузке, и этот рост фактически завершается к шести годам.
  • Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только будут делать это искренне и радостно.

Спорные моменты:

  • Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
  • Изучая написанные на карточках слова и другие непонятные объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, которую видел до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость, которой у годовалых детей еще нет.
  • Система делает ребенка пассивным участником, он получает информацию только для того, чтобы потом ее воспроизвести. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.
  • Интеллектуальное развитие малыша и оперирование абстрактными понятиями почти не оставляют времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие.
  • На занятиях в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: осязания (вкус), обоняния, тактильных ощущений.
  • Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Он только воспроизводит ранее заученный текст.
  • Малыш, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего, уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.
  • Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по Доману, подача материала происходит только одним способом – через карточки.

Методика Сесиль Лупан.

Вслед за Гленом Доманом, Сесиль Лупан считает активные занятия физкультурой в раннем возрасте залогом успешного развития интеллекта. Чем больше времени родители уделяют массажу, плаванию, физкультуре, динамической гимнастике -тем быстрее ребенок начинает сидеть, ползать, ходить. Он существенно опережает своих сверстников, что, по мнению Лупан, только на пользу ребенку. Однако, и у этого мнения есть и противники. Чем больше времени родители уделяют массажу, плаванию, физкультуре, динамической гимнастике — тем быстрее идет формирование и созревание коры головного мозга. И тем выше будут интеллектуальные показатели ребенка.

Одно из самых полезных упражнений, которые можно начинать уже в этот период — это брахиация, то есть перемещение по горизонтальной лестнице — «рукоходу». Упражнение развивает объем грудной клетки и улучшает снабжение мозга кислородом. В этот период можно также учить ребенка кувыркаться (непременно научив его во избежание травм делать это правильно: поджимать голову, группироваться); ходить с ним на руках, держа за ноги и так далее. К ежедневной зарядке и занятиям на мяче можно добавить элементы динамической гимнастики для развития вестибулярного аппарата.

В этой статье мы рассмотрели наиболее известные и популярные методики раннего развития. Конечно, когда начинать заниматься с ребенком, развивать его, решать только родителям. Однако, позвольте небольшой, но наиболее важный совет: идите за ребенком, прислушивайтесь к его потребностям и интересам, не сравнивая его с другими детьми, даже если речь идет о родных братьях или сестрах.

 

Автор: кандидат психологических наук,

Зинова Ульяна Александровна

28-12-2015, 20:57 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр