Специфика деятельности педагога-психолога ПМПК
в части определения специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Ведущая роль в определении необходимых специальных условий для успешного обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях принадлежит ПМПК. В состав ПМПК входят следующие специалисты педагогического и медицинского профиля: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, социальный педагог, детский психиатр.
Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения сопроводительной документации (выписки из истории раннего развития ребенка, характеристики) и продуктов деятельности детей (тетрадей, рисунков). Только после тщательного изучения всех видов документации начинается непосредственное обследование ребенка, которое начинается с беседы.
Беседа служит средством установления контакта с ребенком, позволяя педагогу-психологу судить о личностных качествах ребенка и его поведении, помогая вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы педагог- психолог может выявить запас сведений и точность представлений ребенка о себе, своих родителях, способность дифференцировать понятия «семья», «друзья». Характер представлений о времени, представления о явлениях природы, различие времен года с учетом их признаков. Умение ориентироваться в пространстве. На протяжении всего времени обследования с момента появления ребенка в комиссии, педагог-психолог наблюдает за ведущей деятельностью ребенка, поскольку именно в ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возрастного периода, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности. Наблюдение позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом - ее целенаправленность, организованность. Для получения представления об особенностях деятельности педагог-психолог обращает внимание на понимание инструкции и цели задания, способность осуществлять контроль в процессе выполнения действий, способность использовать помощь, умение довести деятельность до определенного результата, способность адекватно оценить результаты деятельности.
Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание. В процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть психолог имеет возможность не просто констатировать состояние ребенка и дать характеристику изучаемой психической функции (памяти, внимания, восприятия, мышления), но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ним.
Каждый из членов комиссии имеет свой участок деятельности, но итоговое заключение формулируется всеми специалистами на основе анализа полученных о ребенке сведений.
Консультация для родителей
Материал подготовила педагог-психолог
Габбасова Н.Р.