Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Родителям ребёнка с ОВЗ

О возможностях  инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

         На современном этапе концепция  интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или (и) физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Для осуществления интегрированного воспитания и обучения необходимо формирование у детей дошкольного возраста умений строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основной жизненной позиции всего общества должна стать толерантность.  Интеграция помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи стремление к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями здоровья интеграция способствует  формированию положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучение и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения.

Наличие в массовом учреждении ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны педагогов.

С появлением системы интегрированного обучения родители получили возможность выбора типа образовательного учреждения для своего ребенка. Многие родители стремятся отдать ребенка в массовые образовательные организации, не задумываясь о последствиях, в то время как, пожалуй только специалисты педагоги-дефектологи и психологи,  располагая многолетним опытом работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, способны предполагать трудности, которые могут возникнуть у ребенка на пути интегрированного обучения.

Результаты исследований психического развития детей с  нарушениями  в развитии показали, что этот контингент детей разнообразен не только по структуре комплексного дефекта, но и по уровню психического развития.

Дети с низким уровнем  психического развития, у которых выраженные интеллектуальные нарушения сочетаются с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, проявляющимися в сфере социального развития, познавательных процессов,  в речевом развитии. Такие дети нуждаются в специально организованных условиях обучения и активного участия специалиста. Им не рекомендуют совместное обучение со здоровыми сверстниками.

Дети со средним уровнем психического развития, у которых отмечается слабо выраженная органическая недостаточность в сочетании с различными нарушениями сенсорных систем, нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются неравномерным изменением различных сторон психической деятельности. Такие дети в той или иной степени обладают потенциальными возможностями для усвоения программы обучения, они нуждаются в создании специальных условий для стимуляции и коррекции недостатков развития и преодоления отставания.  При инклюзивном обучении они испытывают большие трудности. Более эффективным для этих детей является обучение в специальном учреждении.

Учащиеся, у которых имеются  нарушения речи, анализаторных систем и опорно-двигательного аппарата при нормальном интеллекте, отличаются своеобразием в развитии психических функций. Дети с психическим развитием  выше среднего при создании адекватных условий дают положительную динамику психического развития, так как обладают широкими потенциальными возможностями. Эти дети способны освоить основную образовательную программу школы, поэтому для них может быть доступной постоянная, частичная или полная интеграция.

Эффективность обучения детей, имеющих нарушения развития, зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками образовательного процесса. Каждый  из участников этой работы вносит важную лепту в развитие ребенка на основе взаимодействия с ним, и ведущая роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются виды его деятельности, вместе с ним изменяется и деятельность  родителей, особенно в школьный период.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Габбасова Н.Р.

27-04-2016, 12:09 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр