Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Психологи родителям

В ожидании первого звонка.

Для родителей первоклассников лето перед учебным годом становится и радостным, и тревожным одновременно.

Большинство будущих первоклассников с нетерпением ждут первое сентября, но многие вскоре с унынием начинают считать дни до каникул и годы до окончания школы.

Как мама

- Зачастую школу выбирают, оценивая её престижность, а лучше бы это делать по месту расположения, чтобы ребёнок мог сам дойти домой. И по учителю, который нравится вашему чаду, - говорит кандидат психологических наук, детский и семейный психолог Ульяна Зинова. - Будет хорошо, если вы придёте в школу заранее, покажете ребёнку его класс, познакомитесь с учительницей. А главное - следите за своими эмоциями. Все наши страхи передаются детям.

Нередко родители невольно дают установку своим мальчишкам и девчонкам, транслируют информацию о том, что школа - это тяжёлые годы жизни, плохое место, которое надо посещать 11 лет. Конечно, если формировать у ребёнка такое отношение к школе, то желание учиться пропадёт очень быстро, хотя изначально оно есть почти у всех.

- Важно поддерживать желание учиться, - рекомендует Ульяна Александровна. - Укреплять его. Хороший учитель, кстати, над этим всегда работает. Важно не мешать и доверять педагогу. Нельзя критиковать учителя в присутствии ребёнка, это обесценивает его требования и плохо сказывается на учебной деятельности.

В первом классе педагог чаще всего становится важнее, чем мама. Дети начинают спорить с родителями, потому что "Марь Иванна сказала делать не так". И лучше согласиться, сделать, как говорит учитель, поддерживать и укреплять его авторитет.

- Конечно, положительное отношение к школе должны формировать в первую очередь родители, - уточняет психолог. - Вспомните свою школьную жизнь и её положительные моменты, расскажите, как было здорово, как вы ходили в первый класс, волновались. Наши дети тоже волнуются. Многие даже не спят перед Днём знаний. Надо их успокаивать, говорить, что всё будет замечательно. Но если настроение ребёнка в первые школьные дни стало резко меняться к худшему, он приходит грустный, обязательно следует выяснить причину. Лучше - вместе с учителем. Грамотный педагог отслеживает состояние детей в процессе адаптации. В классах даже висят специальные экраны, на которых дети рисуют своё настроение. Может быть, кто-то обижает в классе или программа слишком сложная. Бывает, учитель ведёт себя с ребёнком не так, как он привык. К примеру, в семье с ним нежно обращаются, никогда не повышают голоса, выполняют все его прихоти, а учитель попался очень строгий. В этом случае дети начинают грустить. Лучше, если преподаватель будет приблизительно такой же, как мама. Если мама добрая и мягкая, то и учителя стоит выбирать по этому типу. Конечно, она не будет нянчится с ребёнком так, как вы, но стиль общения, поведения должен быть привычен. Со строгой учительницей ребёнку из такой семьи придётся сложнее, адаптация будет идти дольше.

Не пишите!

Один из важных моментов мотивации и радостного ожидания - покупка школьных принадлежностей. Конечно же, ребёнку приятнее писать в тетрадках с его любимыми героями, чем в обычной зелёной. Если можете купить то, что понравилось ребёнку, есть шанс, что он будет больше стараться, аккуратнее и красивее писать. А вот по поводу выбора ручки лучше посоветоваться с учителем. Бывает, что в школе советуют покупать специальные резиновые насадки, чтобы было удобнее держать ручку.

- Если требований нет, то выбирайте на свой вкус, - говорит Ульяна Зинова. - В первую очередь при этом исходят из бюджета. А во вторую - учитывают пожелания ребёнка.  Получается, что он выбирает из того, что мы можем себе позволить. Это нормально и правильно. Вам всё равно, с утёнком будет портфель или с машинкой, с любимым хоккеистом или другим героем, а для ребёнка это важно. Дети мало обращают внимание на стоимость вещей. Можете купить ему ручку в самом дешёвом магазине, но если она ему нравится, то будет для него самой ценной.

Многие родители торопятся научить детей читать, считать и писать. А специалисты советуют не торопиться.

- Главное, чтобы ребёнок был готов психологически, - говорит Ульяна Александровна. - Он должен уметь обобщать, исключать лишнее. В соответствии с возрастом, конечно. Например, называем или даём картинки четырёх предметов: тарелку, чашку, ложку и диван. Он должен определить, что лишнее. И не просто исключить, но и объяснить, что диван - это мебель, остальное - посуда. Обосновать свой выбор, выстраивая развернутую фразу. Важно, насколько развиты мелкая моторика и умение себя контролировать, выполнять правила. И только потом обращаем внимание на умения. Умеет читать - это положительный момент. Нет - ничего страшного. Многие учителя даже будут рады, потому что они учат по-своему. Тех, кто уже умеет, придётся переучивать. Достаточно, чтобы ребёнок знал буквы и умел складывать слоги.

Учить детей писать вообще не рекомендуется. У каждого учителя свой метод обучения письму и, скорее всего, ребёнка будут переучивать. Считать к первому классу он должен в пределах 10-20, уметь складывать и вычитать на элементарном уровне. Не заставляйте детей учить таблицу умножения. Она им вряд ли пригодится в первом классе.

- Главное, как ребёнок умеет мыслить и говорить, насколько умеет себя сдерживать, контролировать, управлять своим поведением, вниманием, - подчеркнула психолог. -  Конечно, ребёнок сравнивает себя с другими и заметит, что он не умеет читать, а другие уже могут. Это может сказаться на его самооценке. Здесь важно подчеркнуть, что в этом нет ничего страшного, ведь мы идём в школу именно для того, чтобы учиться читать и писать.  Самооценка ребёнка в первом классе зависит от родителей и учителей. Наша задача, чтобы она была не завышенной и не заниженной, адекватной. Чтобы ребёнок умел принимать себя, вычленять недостатки и работать с ними.

Школа или секция?

Ульяна Зинова против пребывания первоклашек в группах продлённого дня. Лучше, чтобы ребёнка забирали домой сразу после уроков - по крайней мере, первые 3-4 месяца. Он должен поесть, поиграть, поспать. И часа через два делать домашние задания. Это, по мнению специалистов, идеальный режим дня. Впрочем, обстоятельства бывают разные. Не у всех родителей есть возможность забирать детей днём. Да и, чаще всего, не с кем их оставить.

- Если ребёнок ходит в группу продленного дня, то дайте ему отдохнуть, переключиться, - советует Ульяна Александровна. - Такие паузы обязательно должны быть. Не забывайте, что совсем недавно ребёнок ходил в детский сад и ещё не привык к новому образу жизни.

Желательно оставить какие-то привычки из прошлого. Например, если ребёнок посещал какие-то кружки, секции, то пусть продолжает это делать. А вот по поводу детей, которые ничем не занимались, психологи спорят. Одни считают, что надо приучать ребёнка ко всему и сразу. Другие заверяют, что надо сначала адаптироваться к школе, а уже во втором классе можно подключить дополнительные занятия.

- Я не встаю ни на ту сторону, ни на другую, - говорит Ульяна Зинова. - Надо смотреть на состояние ребёнка. Стоит попробовать. Если выдерживает нагрузку, то почему бы и нет. Если видите, что ему сложно, начинает болеть, нарушается сон, аппетит, есть другие негативные проявления, то лучше его пощадить, повременить с секцией. Хотя в общем и целом я сторонник того, чтобы ребёнок был занят. Дополнительное образование важно для будущего. Оно помогает раскрыть способности ребёнка. Он может и должен себя проявить не только в учебной деятельности. Очень важно, чтобы ребёнок был успешен в какой-то сфере. Вдобавок, это ещё и ранняя профориентация. Лучше, если дети заняты во второй половине дня, но всё должно быть разумно, с индивидуальным подходом. И не забывайте, что дополнительное образование - необязательно. Если надо выбирать, то, конечно, в пользу школы. Ребёнок может вполне раскрыться и там.

Нередко дети ходят в кружки и секции из-за амбиций родителей. Папы и мамы видят, что звёзд с неба ребёнок не хватает и не очень-то хочет,  но ведь это так престижно. Между тем, уровень напряжения ребёнка растёт. Он становится нервным, раздражительным, может начать болеть, хуже учиться. Стоит над этим задуматься. Может, без кружка-секции ребёнок будет себя чувствовать комфортнее, проявлять себя в школе лучше. Поинтересуйтесь: возможно, ему рисовать хочется, а не на коньках кататься. Важно выбрать то, что будет по душе ребёнку, а не его папам и мамам. Тогда ребёнок будет более успешным, радостным и уверенным в себе.

 

Источник: http://magmetall.ru/contribution/22480.htm

26-01-2018, 10:39 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр