Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Психологи родителям

Я сделаю это завтра!

Многие взрослые и дети склонны откладывать важные и срочные дела, что приводит к проблемам.

Психологи называют эту склонность прокрастинация. Она мешает успешной жизни. И появляется уже в подростковом возрасте. Зачастую от того, что взрослые не научили ребёнка делить сложное и большое на части, преодолевать трудности поэтапно.

Синдром отличника

- Нет смысла обсуждать прокрастинацию у дошкольников, - говорит кандидат психологических наук, детский и семейный психолог Ульяна Зинова. - В этом возрасте никто не откладывает никаких важных дел. Вся деятельность малышей регламентирована родителями. Мамы и папы определяют режимные моменты, когда пойдёт в секцию, будет ужинать, гулять. Если ребёнок утром не одевается, долго сидит, рассматривая свою коленку, то это не откладывание важного дела, он просто задумался или чем-то увлёкся.

Если в младшем школьном возрасте ребёнок несколько часов делает домашнее задание, постоянно отвлекаясь, то это говорит о гиперактивности и дефиците внимания, а не о том, что он специально затягивает процесс. А вот если подросток в десять вечера говорит родителям, что завтра утром нужно срочно сдать проект или доклад, который задавали ещё месяц назад, это как раз - прокрастинация.

- В дошкольном возрасте формируется такое понятие как перфекционизм и синдром отличника, - рассказывает Ульяна Александровна. - Потом мама контролирует ребёнка всю начальную школу, заставляя его всё делать идеально. К среднему звену он привыкает всё делать отлично. И это, как ни странно, мешает. Именно у таких детей зачастую и возникает желание отложить дело на потом. Ребёнок рано или поздно понимает, что есть ответственное дело, которое он, как обычно, не может выполнить хуже, чем на пять. И он собирается с силами, откладывая важное задание. Он не знает, что большое задание можно разделить на части и тогда будет легче с ним справиться.

Подробный план

В школе в последние годы стали популярны научные работы и проекты, которыми нужно заниматься долго. Их и задают в расчёте на то, что ребёнок будет готовиться в течение года. Детям же кажется, что времени ещё много, и они всё успеют. Так они себя обманывают, как, кстати, и многие взрослые.

- Они говорят себе, что пока можно этим не заниматься, сделать всё позже, - отмечает психолог. - А проект требует постепенных вложений. Обязанность взрослых - научить планировать время. Разговаривайте с ребёнком. Давай распределим по частям, что мы должны сделать, чтобы к маю всё было готово. Напишем план, соберём список литературы и отметим актуальность заявленной темы. Такой план устанавливает определённые сроки, и большое задание разбивается по частям. И мы учим ребёнка делить большую работу на этапы. Это поможет ему и во взрослой жизни. Он уже не будет выполнять задание в спешке, а сделает всё постепенно, в нужные сроки, не подвергая себя и окружающих стрессу. И тогда, кстати, есть возможность выполнить задание отлично.

Подробный план помогает и тем детям, которые не знают, с чего начать, как подойти к заданию. Например, ребёнок должен составить гербарий, а он никогда этого раньше не делал. Нужно научить его планировать. Тогда будет понятнее, что он должен сделать в первую очередь, что - во вторую.

Разбить телефоны?

- Иногда у ребёнка низкая самооценка, - говорит Ульяна Зинова. - Он считает, что ещё маленький, глупый, а задание слишком для него сложное и большое. Надо убедить, что он сможет. Это опыт. И в нём очень важна родительская поддержка.

Последние годы довольно популярен тайм-менеджмент - распределение времени. Умение расставлять приоритеты - самая важная его часть. Проанализируйте, на что вы и ребёнок тратите время. Очень важно расставить приоритеты: важное срочное, неважное срочное, важное несрочное, неважное несрочное. Конечно, лучше всего получится у тех родителей, которые сами умеют планировать и работать, не отвлекаясь. Это не такое уж частое явление. И дети, и взрослые нередко переключаются на телевизор, социальные сети. У взрослых компьютер и телефон, конечно, никто не заберёт. А у подростков можно.

- Ребёнок, конечно, способен найти другое отвлекающее занятие, - констатирует Ульяна Александровна. - Но зачастую это помогает. Знаю случай, который произошёл в Челябинске. Мальчик в девятом классе учился на тройки по предмету, который нужно было сдавать на ЕГЭ. В лицее папе этого школьника посоветовали убрать всё лишнее. Мальчик на следующий день рассказал одноклассникам, что папа сошёл с ума - выкинул в окно планшет, сотовый. Всё разбилось. Ребёнок переключился на учёбу, втянулся в этот процесс и успешно сдал экзамен.

Не факт, что всем стоит использовать этот опыт. Ведь каждый случай индивидуален. Специалисты, например, рекомендуют ещё один кардинальный способ решения вопроса, который связан с уборкой. Если ребёнок откладывает наведение чистоты в своей комнате, а вы уже говорите ему об этом не первый раз, то можно разбросать вещи из шкафа, вытряхнуть всё из ящиков стола, сбросить с полок на пол. Предполагается, что тогда ребёнку придётся убираться. Вдобавок, в следующий раз он, может быть, станет опасаться выходок родителей и будет наводить порядок без предупреждений. Впрочем, этот эксперимент тоже может оказаться не очень успешным, а то и усугубить ситуацию, а также испортить отношения.

Инстинкт и мотивация

Учёные провели исследования и выяснили, что 85 процентов школьников и студентов откладывают выполнение домашних заданий и других важных дел. Это распространённая тенденция. Считается, что в этом виноваты Интернет и телевидение. Но ведь ситуация была примерно такой и раньше, когда этих достижений цивилизации не было. Человек всегда найдёт, на что отвлечься. Кстати, больше всего прокрастинации подвержены люди, которые занимаются умственным трудом, и домохозяйки. Специалисты, между прочим, пришли к выводу, что прокрастинация заложена на уровне инстинктов. Изначально человеку непривычно выполнять долгосрочные задания. Мозгу важно видеть результат сразу. А если надо писать проект, который рассчитан на работу в течение года, то психика сопротивляется.

- Решением вопроса может быть только мотивация, - подчёркивает психолог. - Нужно объяснить, для чего нужно сделать что-либо, в чём смысл, почему нельзя отвлекаться. Очень важно найти ребёнку компанию для неприятных дел. Тогда делать их гораздо интереснее и приятнее. Так что не бросайте его одного, если видите, что ему трудно. Знайте сами и научите детей: чтобы начать действовать, нет лучше времени, чем сейчас. Надо прожить так, чтобы потом не пришлось говорить: жаль, что я чего-то не сделал, не достиг. И, конечно, хвалите своих детей после того, как они закончили дело.

Источник: http://magmetall.ru/contribution/23024.htm

 

26-01-2018, 11:52 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр