РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ВОЛИ У ДЕТЕЙ.
Для каждого, кто имеет детей, важно, чтобы они выросли стойкими, смелыми, волевыми. Как развить волю ребенка и с какого возраста нужно воспитывать волевые качества?
Человек не рождается с сильной или слабой волей, она не передается по наследству от родителей, но ее можно сформировать в процессе деятельности. Воля организует наше поведение, делает его последовательным и целеустремленным, но неверно думать, что любой человек, ведущий себя последовательно и целеустремленно, это волевой человек.
Нельзя говорить о воле маленького ребенка в том же смысле, как о зрелой воле у взрослого человека. Но можно говорить о зачатках волевых проявлений даже у маленьких детей.
Эти зачатки выражаются:
- в наличии у ребенка стремления к определенной цели;
- в сохранении этой цели, несмотря на отсрочку или отвлекающие моменты;
- в способности к задержке, в отсрочке своего желания, то есть в умении подождать;
- в способности преодолеть свое нежелание ради достижения желаемой цели.
Воспитанием воли важно заниматься с раннего детства. Главной задачей на этом этапе должно стать формирование умения подчиняться требованиям, то есть обучение дисциплине.
Нарушения волевой регуляции поведения проявляются:
- в отсутствии интереса к самостоятельным действиям;
- в недостатке настойчивости продвижения к цели;
- в откладывании дел на потом;
- в высокой отвлекаемости, быстрой утрате цели;
- в нетерпеливости, недостатке способности отсрочить желание;
- в неумении и нежелании следовать правилам.
Вот первые советы по воспитанию воли:
- необходимо ставить посильные задачи и требовать их решения, конечно, в пределах его возможностей;
- задача или требование должны быть конкретны и понятны для ребенка;
- ваши требования должны быть продуманы, чтобы не пришлось их отменять;
- ваши требования и действия должны быть согласованными (все взрослые требуют одинаково и сами поступают так, как требуют от ребенка);
- если ребенок огорчен запретом, обижается и злится на ваши требования, проявите сочувствие и помогите начать работу, а затем дайте возможность самостоятельно её завершить;
- обязательно похвалите, поблагодарите и поощрите ребенка, когда он самостоятельно справится с делом, подчеркните важность сделанного;
- поощряйте стремление делать что-либо самостоятельно, помогайте только тогда, когда вас об этом попросят;
- не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам;
- формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня;
- наказывайте без унижения и причинения физической боли за лень и беспричинное упрямство лишением удовольствия;
- лучший путь воспитания воли – ваш пример, поэтому преодолевайте трудности вместе и вместе радуйтесь успеху!
Консультацию подготовил: педагог – психолог Носова В.Г.