Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Одарённый ребёнок

Особенности  взаимоотношения одаренных детей со сверстниками

 

Одаренные дети – это особая «золотая» категория человеческого общества. Однако, не смотря на свое «положение» у них есть ряд проблем, с которыми они могут столкнуться в процессе своего развития. Самая острая из них  - социализация. Не секрет, что человек, становится личностью только в процессе усвоения социальных норм общества посредством общения с другими людьми.

Из-за того, что одаренный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению со своими ровесниками (опережает приблизительно на 3-4 года) у него развиваются интересы, несвойственные той возрастной группе, в которой ему предстоит находиться. Это становится поводом для его изоляции от коллектива.

Франц  Монкс писал: «Нет большей несправедливости, чем равное обращение с неравными»». Однако необходимо воспитать в ребенке уважение к людям любого интеллектуального уровня. Общество неоднородно и нужно научить одаренного ребенка конструктивному общению с любым членом общества.

Далее представлены основные проблемы одаренных детей и рекомендации по их возможному разрешению:

 

1. Привычка поправлять других. Механизм этой привычки можно объяснить с помощью суждений об эгоцентризме Ж. Пиаже. Он объясняет это тем, что дети уверенны, что все вокруг разделяют их мысли и чувства (даже взрослые порой с трудом принимают чужую точку зрения), а так же одна из характерных черт одаренного ребенка – всегда быть правым. Исходя из благих побуждений, что им мучительно оказаться в «неправильном положении», одаренный ребенок просто пытается помочь избежать этих мук окружающим.

 

2. «Всезнайка». Сверстники воспринимают такое качество одаренного ребенка как непременный атрибут его самоутверждения за счет остальных. Его рассказы интереснее, его работы более качественные, рисунки более яркие, шутки более смешные, а замечания более мудрые и глубокие. 

Всем детям свойственна потребность в признании и общности с коллективом. Одаренный ребенок, не отличается этим от остальных детей, поэтому его проявление своих способностей обусловлено теми же потребностями, что и остальных членов группы. Он делает «все лучше других», потому, что не может иначе в силу более развитых собственных  способностей.  Как итог он оказывается в изоляции и не может понять причин негативной реакции, на то, что он расценивает как проявление общности, а вовсе не превосходство.

 

Как этого избежать: Следует помочь ребенку воспитать в себе терпение, ненавязчивость и способность контролировать себя. Эти качества в ребенке могут воспитаться и укрепиться только положительным родительским вниманием. Стоит помнить, что одаренный ребенок понимает достаточно много, что бы просто с ним поговорить и объяснить нормы общения.

 

3. Издевки- высмеивание окружающих. Одаренный ребенок понимает, что его физическое развитие слабее, чем интеллектуальное – поэтому в качестве орудия возмездия использует слова. Одаренные дети редко ввязываются в драки, но стремятся сделать больно в ответ с помощью острого ума, большого языкового запаса и очень острого восприятия уязвимых сторон оппонента. В результате этого ответный выпад становится более болезненным, чем провокация.

 

Как этого избежать: Стоит поговорить с ребенком и понять, что его задевает в повседневном общении и постараться терпеливо выслушать его боли и обиды, а так же помочь ему понять насколько больно своими словами он делает другим. Важно объяснить, что, как и в обычной драке нельзя нападать на заведомо более слабого. Ведь интеллект не только своеобразная демонстрация силы, но и большая ответственность.

 

4. Самоизоляция. Если общество еще не успело изолировать одаренного ребенка, то он делает это сам. Таким детям больше по душе сложные игры, и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок уходит в себя.

 

Как итого избежать: С раннего возраста нужно оказывать одаренным детям помощь в освоении навыков общения, воспитать в них дух сотрудничества и научить их вместе со всеми переживать победы и поражения. Не стоит отделять ребенка от общества, а наоборот, находить для него новые возможности для общения с большим количеством разных детей. 

 

5. Потребность во внимании взрослых. В силу своей, почти неограниченной, любознательности, одаренные дети чаще всего захватывают внимание взрослых: родителей, учителей, воспитателей и т.д. Для них взрослый человек – источник неиссякаемых знаний. Одаренный ребенок понимает взрослого - взрослый такого ребенка невсегда. Отчего у других детей просыпается раздражение и ревность от жажды такого внимания.

 

Как этого избежать: Опять же, стоит вернуться к вопросу о формировании навыков общения со сверстниками. Но отвергать необходимость общения со взрослыми нельзя, сокращая общение со старшими, можно ненароком отнять у ребенка источник знаний.

 

Материал подготовил: педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Феденя Е.В.

7-03-2019, 13:42 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр