КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений — уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Ваш ребёнок успешно сдаст экзамены, если он:
- Спокоен, не находится в состоянии паники и стресса.
- Владеет навыками эмоциональной саморегуляции.
- Верит в свои силы.
- Знает, что вы поддержите его.
- Умеет учиться.
- Умеет эффективно распределять время.
- Владеет базовыми знаниями и терминологией по предмету.
- Умеет ясно выражать свою мысль.
- Внимательно читает задания и внимательно проверяет работу.
Поэтому полезно:
- Поверить в своего ребёнка.
- Замечать его успехи, не скупиться на похвалу.
- Не транслируйте ребёнку свои страхи и тревожные предчувствия: ребёнок тонко чувствует эмоции родителей и не умеет о них защититься. Ваши тревоги, внешнее принуждение, негативные пророчества только навредят ребёнку и не станут мотивирующими факторами. Тревожась сами, вы увеличиваете стресс ребёнка.
- Спокойно разговаривать с ребёнком об экзаменах, выслушивать его опасения и предлагать решения, а не поучать.
- Делиться опытом преодоления трудностей, рассказывать о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.
- Спокойно выдерживать страх, раздражение, усталость вашего ребёнка, иначе он научится скрывать от вас свои чувства.
- Помочь ребёнку найти зону твёрдых знаний по предмету, если вас беспокоит его уровень знаний. Для этого есть простой способ «5 страниц»: откройте учебник по предмету на той странице, где ребёнок (класс) занимался месяц назад, и попросите его выполнить задания. Ребёнок должен выполнить как минимум половину заданий на странице самостоятельно. Если он не справился, пролистайте ещё 5 страниц назад и снова проверьте его знания. Листайте учебник назад до тех пор, пока не увидите твёрдые знания ребёнка – даже если страница, задания на которой он смог выполнить, в учебнике за прошлый год. Именно с этой страницы можно начинать занятия по ликвидации пробелов в знаниях. Для этого не обязателен репетитор: надо решать 5-7 заданий ежедневно, начав с тех, которые находятся в зоне твёрдых знаний.
- Добиваться от ребёнка ясного и развёрнутого изложения мысли. Если вы хотите, чтобы он умел чётко излагать свои мысли, перестаньте понимать его «с полуслова», переспрашивайте, задавайте вспомогательные вопросы (например, в рассказе о каком-либо событии должны быть названы главные действующие лица, последовательность и цель их действий, условия осуществления этих действий, результат, отношение рассказчика к событию). Сами говорите чётко, развёрнуто, ясно, ведь чем богаче ваша речь – тем лучше речь ребёнка.
- Помочь ребёнку составить план и схемы, обобщающие учебный материал.
- Попросить ребёнка сформулировать тремя предложениями основной смысл изученного на любом отдельном уроке (например, на сегодняшнем уроке биологии). Это задание покажет степень понимания и усвоения содержания материала ребёнком. Оно служит также и развитию аналитических навыков, способности к обобщению, развивает речь, память. Хорошо, если данный приём станет ежедневной привычкой.
Педагог-психолог Гиллер Н.М.