Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Шпаргалка для родителей

Главные учебные действия

Государственные экзамены - лишь один из показателей успешности.

Сотрудники центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Белоногова и Ульяна Зинова обсудили в социальных сетях гармоничное развитие детей.

Галочка на полях

Многие родители путают внеурочную деятельность и федеральные государственные общеобразовательные стандарты. Между тем ФГОСы - это не те платные занятия, которые называются дополнительной деятельностью. Стандарты более широки, в них и отмечены универсальные учебные действия. Причём успешная сдача экзаменов вовсе не называется главным достижением.

- Если школа занимается только подготовкой к ОГЭ или ЕГЭ, её сложно назвать хорошей, - отметила Ульяна Зинова. - Лишь один раздел ФГОСов посвящён экзаменам, но почему-то в образовательной системе все ориентированы только на успешную аттестацию, а все остальные качества нередко игнорируются. Это неправильно. Школьник может успешно сдать экзамен, потом забыть всё, что вызубрил, и остаться ни с чем. А вот если он умеет ставить цели, планировать, идти намеченным путём, общаться - это более верный способ стать успешным и счастливым.

Считается, что если у человека сформированы универсальные учебные действия, то в его жизни всё будет хорошо. И, наоборот, отсутствие хотя бы одного навыка вызовет трудности.

- Всего универсальных учебных действия четыре, - пояснила Ольга Белоногова. - Первое - личностное развитие. При этом формируется внутренняя позиция и мотивация. К примеру, ребёнок понимает - он ходит учиться не потому, что так надо родителям. У него появляется положительное отношение к школе, которая необходима для получения знаний. Ребёнок хочет знать что-то новое, ему интересно, он прилагает усилия, чтобы развиваться. При этом становится меньше нервных срывов, повышается уровень стрессо-устойчивости.

- Следующая категория - регулятивная, - продолжила Ульяна Зинова. - Это умение осуществлять действия по образцу и привносить что-то новое, способность подчиняться и руководить. Чем быстрее ребёнок поймёт и примет правила, предъявляемые учителем, тем легче будет усваивать материал, видеть ошибки, исправлять их, ставить цели, а затем идти к ним. На одном из совещаний рассказывали об учителе, который не исправляет ошибку, а ставит галочку на полях. Ученик понимает, что в строчке рядом с ней есть неточность, и сам её находит. Хорошая идея. Так дети учатся контролировать свою деятельность. Кстати, многие первоклассники этого не умеют. Они то садятся, то встают на уроке, не слушают учителя, не всегда адекватно понимают и принимают оценку взрослого. Многие закатывают истерики, не соблюдают дистанцию, могут сказать педагогу "отойди", "отстань".

Смурфики или математика?

Психологи рассказали, что познавательный компонент универсальных учебных действий способствует развитию интересов и мотивов. Включает в себя многое. Например, умение находить и выделять в тексте главное. Без этого будут сложности с написанием изложений, сочинений, пересказом. В этом же компоненте - развитие зрительной и слуховой памяти, умение классифицировать и анализировать полученную информацию. Кстати, классификации детей учат ещё в дошкольном возрасте, когда предлагают разделить предметы на группы.

Когда мыслительные процессы работают продуктивно, то школе легче продолжить развитие познавательного действия. Кстати, к нему относится и творчество, которое необходимо практически в любой области, умение проводить аналогии, а также способность решать задачи и создавать их. Важно и умение задавать вопросы. Отвечать проще, а для того, чтобы спросить, надо очень хорошо знать материал.

Четвёртый универсальный компонент - коммуникативный: желание и интерес общаться, умение установить контакт, слушать, находить компромисс, работать в команде, понимать чувства других людей и адекватно выражать свои.

- Учить, основываясь на репродуктивной системе, уже нельзя, - говорят Ольга Белоногова и Ульяна Зинова. - Механическое обучение, при котором учитель лишь ретранслятор знаний, а ученик повторяет то, что ему сказали, устарело. Теперь школьник должен быть не только объектом, куда вкладывают знания, но и субъектом образовательного процесса. Он не просто берёт материал, но и сам изучает тему, получает возможность высказывать своё мнение.

Пока идеал и реальность сильно отличаются, но специалисты уверены, что стремиться к лучшему необходимо. И для развития компонентов универсальных действий неплохо бы овладеть тайм-менеджментом - управлением собой во времени.

- Это планирование, умение ставить сроки и выбирать приоритеты, - пояснила Ульяна Александровна. - Например, что важнее - поиграть в смурфиков или сделать математику? Детей нужно учить правильно воспринимать время, хотя и многие взрослые этого не умеют - сели почитать социальные сети на десять минут, а встали через час.

Полчаса на блогерство

- В тайм-менеджменте также важны целеполагание и ограничения, - добавила Ольга Михайловна. - Только не нужно ничего делать резко и вдруг. Например, отключить на месяц Интернет - это невозможно, если ещё вчера ребёнок проводил там целые дни. Распишите условия, выделите определённое время для компьютерных игр. Помогите спланировать режим. Самому ребёнку это трудно, а некоторые идеи вызывают сопротивление. "Я не хочу! Почему я должен это делать?" - говорит он, а мама продолжает кричать, не замечая, что способ давно не действует. Если результата нет, то нужно поменять подход, может быть, даже удивить любимое чадо. Это позволит выйти на другой уровень взаимодействия. Если родители диктаторы, они просто командуют: "Помой посуду", "Уберись", "Повесь форму". Это не учит планированию. Другое дело, если вместе сели за стол и начали обсуждать действия, обязанности. Причём в начальной школе лучше ограничиться одним днём и написать от трёх до пяти дел. Если будет больше, ребёнок может испугаться и вообще не станет ничего делать.

- Не все умеют правильно ставить цели, - отметила Ульяна Зинова. - Для этого нужно понять, чего ребёнок хочет на самом деле. Например, учиться кататься на велосипеде или запомнить таблицу умножения. Следующий шаг - определить, что для этого нужно сделать, и тратить хотя бы 15 минут в день для достижения цели. Этого вполне достаточно, чтобы, к примеру, за месяц без напряжения выучить нужную информацию. Конечно, цель не самая привлекательная. Сейчас многие дети хотят стать блогерами. Предложите им посчитать, сколько остаётся свободного времени после школы и секций. Допустим, вышло полчаса. Вот это время можно выделить на ведение видеодневника. Только пусть делает это каждый день. Результат приятно удивит.

Психологи подчеркнули, что на самом деле все дети прекрасно понимают, чего от них хотят родители. Но важно, чтобы они сами это проговорили и даже записали. Можно подписать своеобразный договор-обязательство. Ну а потом контролировать его выполнение. Родителям не стоит забывать говорить, как они гордятся тем, что ребёнок всё сделал. Так потихоньку будут формироваться полезные привычки и навык успешного доведения запланированных дел до конца.

 

http://magmetall.ru/contribution/27312.htm.

Материал подготовил педагог-психолог Зинова У.А.

30-10-2019, 15:26 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр