Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Нравственное и половое воспитание

Факторы, влияющие на нравственное и половое развитие подростков.

   Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Главным ориентиром в этом вопросе выступает семья. Именно через семейные отношения, через отношения родителей ребенок учится выстраивать свою будущую жизнь. В семье где царит любовь, гармония, уважение нравственное воспитание происходит как само собой. На примере близких людей ребенок учится, и ему не требуются назидательные беседы о «правильном».  Ребенок всегда перенимает жизненную модель родителя своего пола, и если в семье нарушены нравственные ориентиры, в процессе жизни искаженные представления еще сильнее деформируются.

   Еще одним элементом в системе формирования духовности является окружение.  Ребенок, который не имел правильных нравственных ориентиров, вступая в подростковый возраст, имеет искаженное представление о любви, самоуважении и половых отношениях. Как следствие во взрослой жизни, человек лишенный нравственного воспитания, будет иметь большие проблемы с созданием крепкой, дружной семьи, будет опустошен духовно, разочаруется в высших ценностях, семейном счастье и любви. А на это место придет разочарование, обида, озлобленность и цинизм.

Однако для нравственного воспитания окружение может сделать не меньше, чем любящая семья. Честные, открытые и добрые друзья, которые могут помочь в трудную минуту, поддержать и дать мудрый совет могут восполнить то, чего не было в семье.

Помимо семьи и друзей на ребенка так же влияют и средства массовой информации. Низкопробные рекламы и фильмы, обесценивающие семейные ценности, любовь и уважение сильно воздействуют на еще не сформированную систему детских и подростковых ценностей. Однако, и СМИ могут сделать немало для устранения этой проблемы. Чаще освещать темы посвященные духовности, культуры, этики, любви, рассказывать о благородных поступках, выставлять на первый план простые человеческие отношения и благополучные семейные отношения – это может значительно способствовать развитию духовности в детях и подростках. 

   Половое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д. Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться во всех аспектах полового воспитания, в том числе и в той его части, которая касается непосредственно супружеских отношений, так как человек, который не может найти себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и в сфере личной жизни.

   Цель полового воспитания в современной школе – на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере общения и определяют высокий уровень духовного и физического здоровья граждан страны. Для достижения необходимого социального эффекта в процессе полового воспитания необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится воспитание:

   – социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми женского и мужского пола, убеждение, что и в сфере интимных отношений человек не является независимым от общества;

    – стремления иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправия отца и матери в семье, рождения нескольких детей; сознательного и ответственного отношения к их воспитанию как к своему долгу перед обществом в целом, своими родителями и детьми;

   – способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но так же как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические половые особенности в процессе совместной деятельности;

   – способности и стремления оценивать свои поступки по отношению к другим людям с учетом половой принадлежности, вырабатывать понятие хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;

    – ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, убеждения о вреде и опасности ранних половых связей, о недопустимости безответственности и легкомыслия в отношениях с лицами другого пола; понятия дозволенного и недозволенного в этих 1 отношениях;

    – адекватного понимания взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств. В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин. Незнание этих особенностей и нежелание их учитывать – существенные дефекты воспитания. Каждый школьник должен осознавать необходимость строить свои отношения с другими людьми, учитывая их половые особенности.

   Каждый подросток должен знать, что сохранение духовного и физического здоровья – не только его личное дело, но и долг перед обществом, перед родными и близкими. На этой основе школьникам следует прививать убеждение о вреде для здоровья ранней половой жизни как для них самих, так и для партнеров. Сама по себе половая жизнь не таит такой угрозы.

    Путем полового воспитания в школе закладываются основы будущих гармонических супружеских отношений – важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения, всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья и взаимной адаптации будущих супругов.

   Школьники должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определенные анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания (изменение внешности, признаки нарастающей активности половых желез и т. д.).

   У каждого подростка должен быть сформирован нравственный идеал семьи, понимание ее ценности и необходимости для человека, как основы жизненного благополучия, сохранения здоровья, облегчения, преодоления жизненных трудностей. Человек испытывает объективную потребность в повседневном общении с членами семьи, и никакие знакомства, встречи, контакты этого общения заменить не могут.

   Необходимо, чтобы для девочки, подростка, девушки была естественной мысль, что у нее будут дети, чтобы девушка, вступив в брак, заранее испытывала потребность иметь детей и сознательно с учетом этого строила свои жизненные планы. Привитие представлений о должном количестве детей в семье начиная с младшего школьного возраста должно являться обязательным элементом демографической политики государства, которая может быть реализована через школу.

  В процессе полового воспитания у девочек вырабатывается естественное, доброжелательное, лишенное настороженности отношение к мальчикам, способность дружно играть с ними, общаться, учиться.

  Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться. Необходимо, чтобы подростки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Помимо этого следует осознанно относиться к интересу, направленному на лицо другого пола. Школьники должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваясь первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась в большей степени как этико-эстети-ческое явление, развивающееся на основе духовного общения.

  Половое воспитание следует осуществлять с использованием всех традиционных методов педагогического воздействия, не возводя его в ранг чего-то особенного, а тем более таинственного. Не все то, что имеет значение для полового воспитания, может использоваться специально, более того, нарочитость некоторых ситуаций может помешать воспитательному эффекту.

  Информация о половых взаимоотношениях может иметь словесную и (или) наглядно-образную форму: личный пример, определенная ситуация, в которой ребенок является действующим лицом или наблюдателем. Эффективной в воспитательном отношении окажется та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает эмоциональную, этическую сферы личности.

    К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:

  – своевременная реакция взрослых на те или иные особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка, основанная на твердом знании того, что в его развитии является нормальным, а что – отклонением от нормы. Педагоги обязаны помнить, что их реакция на все эти проявления – один из важных путей полового воспитания;

  – примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Взрослые не должны доводить до сведения детей свои конфликты, не следует выяснять при них свои отношения и т. д. Учителю следует обращать внимание школьников на положительные примеры отношения людей разного пола друг к другу, на взаимные проявления любви, внимания и заботы взрослых мужчин и женщин, сопровождая их соответствующими комментариями. Это может рассматриваться как специальный метод полового воспитания – воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т.д.;

 – сообщение ученикам определенным образом ориентированной информации как в ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий и т.д., а также информации, включенной в содержание различных учебных предметов. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для мальчиков и девочек, юношей и девушек. Важное значение имеют контроль за читаемой литературой, ее обсуждение, соответствующие рекомендации.

  Известно, что для закрепления определенных воспитательных воздействий необходима соответствующая деятельность воспитуемого. Специфика полового воспитания заключается в том, что человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для полового воспитания могут быть использованы любые виды деятельности, с другой – что трудно найти какую-либо особого рода деятельность, которую следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах полового воспитания. Поэтому любой вид деятельности учащихся – работа, общение, познание – может служить интересам полового воспитания, если педагоги дают особенностям этой деятельности свою оценку не вообще, а с позиций существования двух полов, важности и общественной ценности определенного характера различий между ними.

   Сообщаемая школьникам информация, независимо от того, ответ это на вопрос или занятие, должна находиться на доступном их пониманию уровне, быть естественной по характеру с акцентом на нравственную сторону, интересной и достаточно исчерпывающей, чтобы школьники были ею удовлетворены, корректной по форме, даже если спрашивается что-либо не вполне приличное с точки зрения педагога, по своему характеру побуждающей, т.е. вызывающей стремление узнать что-то новое, задуматься о нравственной и общественно значимой стороне отношений представителей мужского и женского пола.

   Основными принципами полового воспитания являются:

  – его высокая идейная направленность;

 – единство воспитательных усилий школы, семьи и общества, учет круга общения и путей информации подростков, поиск и реализация возможностей воздействия на них;

  – полное использование для воспитательной работы всех возможностей учебных предметов, уроков, внеклассной работы, а также их преемственность и взаимосвязь; неотделимость полового воспитания от других аспектов нравственного воспитания, от всей учебно-воспитательной работы;

  – комплексность и систематичность воспитательных воздействий в интересах полового воспитания, их осуществление с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (девочки-подростки, девушки) на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности. Осуществляемое половое воспитание является важным фактором подготовки к самостоятельной жизни, в том числе и семейной.

    Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:

1) физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности;

2) семья и взаимоотношения в ней;

3) рождение и воспитание детей, преемственность поколений.

    При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:

1) уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности;

2) их объективную и субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме;

3) характер деятельности воспитуемых, а также особенности их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола;

4) уровень «биологической» зрелости, характер физиологических изменений в организме;

5) общие закономерности формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса;

6) особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых.

  Как отмечено выше, пути и методы полового воспитания различны. Это могут быть и специальные занятия с учащимися по отдельным темам, и различные ситуации из жизни, и примеры из художественной литературы, истории и т. д.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Феденя Е.В.

 

18-05-2020, 14:52 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр