Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов




Родителям на заметку.

Коррекция психоэмоционального состояния детей

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

У детей тревожность развивается вследствие наличия внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и дошкольным, школьным учреждением.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными): родители неоднократно повторяют ребенку, что он должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь не является лучшим в группе.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
  4. Тревожность родителей.Ребёнок как лакмусовая бумажка впитывает состояние родителей. Поэтому если значимые люди часто находятся в напряжении, стрессе, склонны испытывать тревогу по любым поводам, то у ребёнка будет выраженный тревожный тип личности.
  5. Особенности темперамента, типа нервной системы, отягощённый неврологический статус. При подвижном, неустойчивом типе нервной системы в сочетании с определённым типом темперамента (чаще всего в группе риска холерики, меланхолики) может развиваться повышенная тревожность.
  6. Неблагоприятный психологический климат в семье.

Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень:

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Как помочь тревожному ребёнку?

Работу с тревожными детьми рекомендуется проводить в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя». Рекомендации родителям.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для ребёнка родитель всемогущ, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  2. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  3. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  4. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  5. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  6. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  7. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  8. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  9. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  10. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо». Рекомендации для родителей.

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  2. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  3. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  4. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  5. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
  6. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  7. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  8. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  9. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  10. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Обеспечение психологического благополучия ребёнка важнейшее условие, предохраняющее в будущем его от неврозов и депрессивных расстройств.

Список литературы:

  1. Батищева, Е. Я., Cуворова, Т. М., Шадрина, Т. Н. Методический сборник рекомендаций по гармонизации психоэмоционального состояния ребёнка.
  2. Кряжева, Н. Л Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие дляродителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-20с.
  3. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2.

 Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Лобанова Е.Е.

19-05-2020, 16:58 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр