Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям будущих первоклассников

«Первый класс - это ответственно».

Как быстро растут дети! Казалось бы, еще вчера этот непоседа и почемучка был воспитанником детского сада. А сегодня он – будущий первоклассник. Человек, стоящий на первой ступени общественной жизни… «Как же он будет учиться в школе?» - вздыхает мама, успокаивая себя мыслью о том, что еще есть время «войти в норму».

Что такое норма?

Как в психическом, так и в психологическом развитии ребенка существует понятие нормы, зоны риска и патологии. Различаются эти группы набором достигнуты знаний, умений и навыков первоклассника, развитием психических процессов – памяти, внимания, мышления, индивидуально-личностными свойствами ребенка, а также условиями его социальной адаптации.

С каждым годом планка «нормы» растет.

Сама жизнь диктует это – новая система ценностей, технический прогресс, скорость перемен во всех отраслях человеческого существования.
Сейчас многие дети, поступая в первый класс, умеют бегло читать, считать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. И зачастую, обнаружив такой набор знаний и умений, ребенок с легкостью получает оценку «к школе готов». 
Однако полученные знания ему придется применять, находясь в большом коллективе, где внимание учителя достается, увы, не только ему, а делится на количество учащихся. И способность не растеряться в новых условиях напрямую зависит от таких характеристик, как уровень развития памяти и внимания, работоспособность, а также волевая регуляция, мотивация в познавательной деятельности и стремление к успеху. 
Выходит, школьная зрелость – понятие емкое. Это и интеллект, и его предпосылки (память, внимание, работоспособность), а также эмоционально-личностная готовность и социальная активность.

Как определить школьную зрелость и не ошибиться в выборе программы школьного обучения?

Здесь лучше положиться на мнение профессионалов. У опытного психолога имеется целый арсенал тестов и различных проб, которые помогут ему сделать выводы о психологическом развитии ребенка. 
Кроме того, в ходе наблюдений за его общением в группе детей специалист может сделать вывод о состоянии социальной адаптации ребенка, а также порекомендовать родителям программу обучения. 
Иногда даже при наличии высокого интеллекта, но несформированной мотивации к учебе и слабости концентрации внимания (что особенно часто наблюдается у гиперактивных детей) не следует отдавать в школу ребенка, не достигшего семилетнего возраста, и нужно очень хорошо подумать, стоит ли выбирать развивающую программу.

Инициатива против чувства вины.

Известный психолог Эрик Эриксон указывал на то, что именно к семи годам, т.е. к моменту поступления в школу, важнейшее значение приобретает то, насколько инициативен ваш ребенок. 
Если же налицо тревога, боязнь ошибиться, неуверенность в себе, страх перед оценкой и, как следствие, эмоциональное напряжение, - значит, победило чувство вины.

Уважаемые взрослые, родители и воспитатели!

Не следует сравнивать детей, излишне критиковать, стыдиться своего ребенка. Давайте ему кредит доверия, шанс, каждый раз хвалите его за смелость и мыслительную активность, продумайте систему поощрений за малейшие успехи. Все это очень важно для его будущего.

Где и как лучше всего готовить ребенка к школе?

Ответ очевиден – в коллективе сверстников в форме игры, моделируя различные школьные ситуации.

Главная задача – развить желание учиться и жить по правилам, продиктованным обществом.

Такую подготовку осуществляют как при школах, так и во многих социальных и коммерческих психологических центрах. Активней следите за информацией, узнавайте, спрашивайте. 
На мой взгляд, подготовку к школе следует вести по трем направлениям:

  1. Развитие речи и познавательных процессов ребенка (восприятие, память, внимание, мышление), мелкой и крупной моторики (точные движения рук и тела), графические навыки.

На наших занятиях мы используем для этих целей пальчиковую гимнастику, ритмические движения под музыку, лепим, конструируем, рисуем по образцу и без образца. Кроме того, с помощью системы специально разработанных игровых упражнений учимся устанавливать причинно-следственные связи, сочинять и рассказывать по картинкам.

  1. Развитие личности, эмоционального интеллекта и формирование навыков общения.

Знакомство детей с общественно-приемлемыми формами поведения, способами разрешения конфликтов, нормами этикета (поведение на уроке, перемене, в общественных местах, в гостях, за столом и т.д.) лучше всего происходит в сюжетно-ролевой игре.

Используя атрибуты (маски, предметы одежды и пр.), ребята примеряют на себя различные роли. Это помогает им встать на позицию другого, научиться считаться с интересами коллектива, сопереживать и оказывать помощь.

  1. Еще одно, не менее важное направление работы – это беседы с родителями.

На занятиях по подготовке к школе я рассказываю мамам и папам будущих первоклассников об особенностях возраста, влиянии на ребенка стилей воспитания, семейных отношений. Часто после таких бесед родители понимают, что им самим необходимо изменить свое поведение в отношении ребенка.

Советы родителям будущего первоклассника

  1. До поступления ребенка в школу проведите комплексное психологическое исследование ребенка на сформированность школьной зрелости. 
    2. Проанализируйте свои притязания по отношению к малышу и его реальные возможности. Не стоит навешивать на ребенка чрезмерную ответственность и относиться к нему, как к старшекласснику. Помните, он еще играет. 
    3. Как школьные уроки, так и выполнение домашних заданий не должны быть скучными, а приглашение к выполнению уроков не может звучать как приказ. Используйте игровые моменты. Иначе не ровен час, ваш ребенок заявит: «Надоела мне эта школа…»
    4. Стимулируйте самостоятельность и мыслительную активность. Вводите знаковую систему оценки. 
    5. Не переусердствуйте в выборе кружков. Помните, ваш ребенок – не вы сами. Не воплощайте через него свои нереализованные мечты. Его способности и интересы могут не совпадать с вашими. 
    6. Не допускайте информационной перегрузки. Это может привести к переутомлению еще неокрепшего организма. 
    7. Учите ребенка замечать положительное в окружающих его людях.

А самое главное, всячески поддерживайте своего ребенка. Помните, что сейчас это необходимо ему, как никогда.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Шевцова О.С.

 

 

20-05-2020, 11:49 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр