Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Шпаргалка для родителей

«Мой ребенок стесняется»

Застенчивого малыша заметно сразу. Все детки играют в песочнице, а он стоит один в сторонке. Ему очень хочется, но он боится подойти к своим сверстникам: а вдруг они его выгонят, обидят, обзовут. Также и в школе такой ребёнок сразу заметен: мнется, стесняется, зажимается. И если не побороть эту застенчивость годам к 5-6, то она может перейти в хроническую форму. К школе у такого робкого тихони уже сформирован определенный стиль поведения и положение в обществе, пусть даже в детском. Понимание ребёнком своей застенчивости ещё больше сковывает его; неуверенность в себе и заниженная самооценка часто не позволяют преодолеть этот комплекс самостоятельно. Вот здесь и нужна помощь родителей. 
У маленьких детей, которые ещё не посещают детский сад, застенчивости как таковой не проявляется, есть лишь её предпосылки: беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, перепады настроения и аппетита в связи с изменением привычного образа жизни (ночёвка у бабушки, переезд летом на дачу, поездка в санаторий). Такие детки часто боятся чужих и незнакомых людей, сильно переживают при попадании в непривычную ситуацию, иногда болезненно привязаны к матери. 
Можно выделить несколько основных причин детской застенчивости:

1. Стеснительность напрямую связана с неуверенностью ребенка в себе и, как следствие, с боязнью показаться смешным, нелепым, с опасением получить негативную оценку себя, своих действий от окружающих - сверстников, учителей, незнакомых людей. Важно понимать, какие ситуации вызывают у вашего ребенка особое напряжение, когда он стесняется, и что он чувствует при этом. Эту информацию вы можете получить, наблюдая за поведением ребенка, не забудьте поговорить с ним об этом.
2. Застенчивость ещё зависит от типа нервной системы, который, мы получаем вместе с рождением. Каждому родителю следует знать, кто его ребенок, как он выражает себя в психогенных ситуациях. Чаще всего застенчивость свойственна меланхоликам – слабым, неподвижным, мечтательным личностям.
3. Некоторые родители отчаянно стараются оградить ребенка от контактов. А ведь полная изоляция от общества не дает развиваться умению жить среди людей, ладить с ними, дружить. Очень часто стеснительность ребенка объясняется характером, привычками и жизненным укладом родителей.
Замкнутая, угрюмая, малообщительная мама, которая к тому же отличается повышенной тревожностью и мнительностью, может реально испортить ребенку будущее. Такая мать боится всего - улицы, драк, инфекций, дурного влияния, она словно подтыкает своего ребенка ватой, и в таких тепличных условиях он растет абсолютно аморфным и беспомощным. Постоянное внутреннее напряжение матери, порой усугубляющееся неровными отношениями с мужем, родителями, неустроенностью быта, выражаются в перепадах настроения, непоследовательности. Тревожная, нервная эмоциональная атмосфера в доме вредна для маленьких детей, она может привести не только к застенчивости, но и к неврозам.
4. Семьи, в которых к ребёнку относятся с повышенной строгостью, требовательностью, не признают компромиссов, также способствуют формированию и усилению застенчивости. Ребёнок, который  растёт и воспитывается в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, может стать застенчивым и даже трусливым.

Критиковать за застенчивость нельзя

   Вечный вопрос: что делать? Для начала, необходимо учить ребёнка общаться и играть с другими детьми, ладить с чужими взрослыми. Для развития навыков общения подойдёт детская площадка, песочница, парк, любые места, где собираются дети со своими родителями. Здесь можно и нужно плавно превратить своего ребенка из пассивного наблюдателя в активного участника игр.
    Со временем, под вашим руководством у ребёнка будет развиваться умение понимать другого человека, согласовывать с ним свои действия и подчинять их общей цели. Если мама будет находиться рядом с ребёнком, постоянно побуждать к активным действиям, при трудностях помогать, а при удачах хвалить, ребенок станет более общительным и уверенным в себе, приобретет навыки совместной деятельности.
    Также хорошая мама пойдет с застенчивым ребенком в песочницу, организует там игру, пригласит его приятелей домой. Запомните: стеснительного малыша нельзя стыдить, оставлять одного, бросая в ситуацию, как в холодную воду. Следует помнить, что дети очень жестоки: они быстро подмечают и высмеивают чужие слабости. Даже если ребёнок пришел в компанию с хорошей игрушкой, игрушку возьмут, а его в игру не примут. И критиковать за стеснительность нельзя, нужно почаще искать поводы поощрять и хвалить. Не нужно своего застенчивого ребенка обсуждать при других взрослых - всё, что печалит родителей, мама с папой должны проговаривать только наедине. Ребёнок должен слышать только хорошее.
    Неуверенность в себе имеет непосредственное отношение к адекватности самооценки. Если ребенок не верит в собственные силы, постоянно переживает, что у него что-то не получится, недоволен собой, своим внешним видом, своими достижениями, то это явные сигналы того, что необходимо помочь ему поверить в себя. На такого ребенка не стоит давить. Необходимо помогать ему искать в себе положительные стороны, чтобы он ощутил свою значимость. Для младших детей важную роль играет оценка окружающими результатов их деятельности, успехов и просто личных качеств — красоты, аккуратности, хорошего голоса или грациозности, математических способностей и остроумия. У каждого ребенка есть множество черт, которые можно оценить и отметить. По мере взросления более важным фактором, влияющим на уверенность, становятся собственные достижения и успехи.
    Одновременно преодолевать стеснительность можно с помощью тренировки, формируя такие ситуации, где ребенок может попробовать себя, свои силы. Здесь необходимо соблюдать простой принцип "от простого к сложному" -  вначале давать задания, с которыми ребенок точно сможет справиться. Например, когда вы вместе находитесь в магазине, попросите ребенка что-нибудь самостоятельно купить; когда у вас гости - попросите его помочь накрыть на стол; когда вы гуляете там, где есть другие дети, - помогите ему с ними познакомиться. Пусть малыш почувствует, что он может самостоятельно делать многие вещи и при этом не происходит ничего страшного. Необходимо, чтобы у ребенка накопился позитивный опыт поведения в различных ситуациях.
    Чаще всего главным лекарством от стеснительности является тепло, ласка и внимание со стороны родителей. Если ваш стиль воспитания авторитарный, смените его на демократичный. Относитесь к своему ребенку с уважением, обсуждайте с ним дела семьи, как со взрослым. Но в то же время не забывайте, что он еще ребенок и очень нуждается в вашей любви и участии!

Материал подготовил педагог-психолог МУ «ЦППМСП» Шевцова О.С.

 

16-06-2020, 18:54 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр