Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов




Шпаргалка для родителей

Что такое ответственность?

Ответственность –  качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям.

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в подростках.  Прежде чем мы рассмотрим вопрос о том, как развивать в подростках чувство ответственности, надо разобраться, что это чувство представляет и каковы возможности у детей разного возраста.

Каждый родитель трактует понятие «ответственность» по-своему. Обозначим  различие между ответственностью и послушанием, ответив на два вопроса:

- Кто решает, что нужно сделать ребенку?

 - Почему это нужно сделать?

Когда речь идет о послушании, то от ребенка просто требуют выполнения порученного. Здесь не идет речи о том, согласен он с этим или нет. Ответственность предполагает, что ребенок согласен выполнять предлагаемое задание, и понимает, почему это нужно сделать.

Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

  Когда дети выполняют то, что говорят им родители, друзья или учитель, вне зависимости от того, согласны они с этим или нет, - это послушание. Обычно человек «слушается» потому, что хочет избежать наказания или действовать в соответствии с общепринятыми нормами. Ответственность люди проявляют тогда, когда сами решают, что делать, и осознают необходимость этих действий.

Детей важно учить и послушанию, и ответственности.

Для нормального существования общества необходимо, чтобы были  обязательные для всех правила. С другой стороны, бездумное послушание может быть опасно потерей собственного мнения.

Можно выделить три компонента ответственности без которых ребенок не будет знать, что делать, или же будет послушно выполнять требования родителей:

Понимание задачи подразумевает знание того, что нужно сделать и как это сделать. То, что со стороны может показаться ленью или безответственностью, может на самом деле являться следствием непонимания поставленной задачи.

Согласие с поставленной задачей уже предполагает не просто послушание, а ответственность. Прежде чем попросить ребенка сделать что-нибудь, убедитесь, что у него есть выбор. Если нет выбора - не просите! Если у ребенка есть выбор, то он будет проявлять на практике чувство ответственности.

Чтобы  детям,   научиться думать самостоятельно, они должны  говорить «нет».

Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Маленьких детей всем необходимым обеспечивают взрослые (в том числе и информацией). Задача родителей - сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался старших (внешняя мотивировка), но и сам принимал решения (внутренняя мотивировка).

    Важно помочь подростку развить в себе способность к самодисциплине, умение видеть перспективу. Умение самостоятельно принимать решения приходит постепенно - с годами, с опытом.

  Родители могут помочь маленькому ребенку, поощряя его похвалой или какой-нибудь наградой. Однако, по мере взросления ребенок  учится мотивировать свои действия.

   И дети, и взрослые учатся быть ответственными постепенно, шаг за шагом. Этот процесс можно разделить на три этапа (три уровня ответственности):

  1. Ребенок в качестве помощника. На этом этапе ребенок помогает вам сделать какую-то работу. При этом он учится тому, как ее нужно выполнять.
  1. Ребенок нуждается в напоминании и контроле. На этом уровне у детей есть большая часть информации, необходимой для выполнения задания. Тем не менее, они могут забыть что-нибудь им нужно будет напоминать.
  1. Ребенок выполняет задание самостоятельно. Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только выполняет сам всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании.

  В заключении хочется добавить, наши дела убеждают детей больше, чем слова. Если вы хотите помочь ребенку стать более ответственным, понаблюдайте, как ведут окружающие его взрослые.

Уровень ответственности ребенка зависит от уровня его развития и возраста, а также от того, чего от него ожидают родители.

Материал подготовил:

педагог-психолог МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска

Белоногова О.М.

 

20-09-2020, 19:51 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


О ПМПК Специалисты Прием на ПМПК Прием в ДОУ и С(к)ОУ Родителям
Психологи Логопеды
Руководители ГПО План работы ГПО Конкурсы Творческие группы Повышение квалификации
Октябрь 2020 (8)
Сентябрь 2020 (18)
Август 2020 (4)
Июнь 2020 (3)
Май 2020 (22)
Апрель 2020 (10)
Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр