«Подводные камни подросткового возраста».
Мы с вами знаем, что как только ребенок вырастает и входит в пору под названием «половое созревание», у его родителей начинается непростая пора: время словесных поединков, психологических баталий и демонстративных ультиматумов со стороны подростка. Можно ли найти с ним общий язык? Да! Ведь нет ничего невозможного. Главное – научиться обходить стороной подводные камни этого особенного возраста. Как раз об этих подводных камнях мы с вами сегодня поговорим более подробно.
Подводный камень №1: Смена авторитетов
Важно понять: у подростка родитель уже не является большим авторитетом. И с этим ничего не поделаешь! Сверстники – вот, чье одобрение хочется ему заслужить, и чей совет хочется услышать. Постарайтесь стать ему не родителем, а другом. Чем отличается друг от родителя? Во-первых, он не навязывает свое мнение, а только лишь делится им по-дружески, во-вторых, он не пытается контролировать каждый шаг подростка, в-третьих, он разговаривает с ним на равных, и, в-четвертых, он никогда не скажет: «Молчи! Я лучше знаю». К тому же, покажите подростку пример, делитесь с ним своими сомнениями и планами на будущее и со временем он обязательно внесет вас в список своих близких и доверенных особ!
Подводный камень №2: Досадные прыщи и лишние килограммы
Что больше всего волнует подростков? Во-первых, к 11-13 годам огромное значение имеет то, что о нем думают и как его воспринимают окружающие, в особенности, ровесники, во-вторых, взрослеющим детям очень хочется нравиться противоположному полу и получать знаки внимания. Поэтому, как это ни банально звучит, но внешность в подростковом возрасте имеет более важное значения, чем успеваемость в школе. Помогите «взрослому ребенку» выглядеть хорошо!
Подростки очень самокритичны и придираются к себе по полной программе. В подростковом возрасте очень важно научиться любить себя и понимать собственную неповторимость. Хвалите своего ребенка за то, что у него есть, только будьте честными. Например: «Посмотри, какие у тебя длинные красивые ресницы. Давай, я покажу тебе, как их подкрасить!» Это будет бальзамом на душу девочки. Парню скажите: «Ничего себе, какой ты сильный! Одной рукой несешь такую тяжелую сумку, я бы не смогла!». Если ребенок будет знать, чем гордиться, его самооценка будет повышаться просто на глазах.
Подводный камень №3: Почему они врут?
Почему нельзя сказать правду? Давайте проанализируем. Когда мы врем? Во-первых, когда хотим приукрасить действительность. Подростки так поступают, чтобы произвести впечатление на сверстников. Во-вторых, лжем «во спасение», когда боимся, что нам достанется от родителей. Стоит задуматься. Может быть, вы слишком бурно реагируете, если ребенок по мелочи сделал что-то не так, поэтому он предпочитает лучше избежать шквала эмоций и нравоучений с помощью приятных для мамы ответов. Или еще один показательный пример вранья: мы говорим ребенку, чтобы он не раздражался и не злился, а сами на каждом шагу раздражаемся и злимся. Поводов для провокации подростка к вранью мы сами создаем немало.
С причинами мы разобрались, теперь приступим к «ликвидации» вранья. За один день еще никто не превращался из лгуна в правдивого человека, поэтому постарайтесь проявить терпение! Попросите ребенка представить ситуацию, в которой все в вашей семье друг другу будут говорить неправду, и что, по его мнению, из этого должно получиться. Постарайтесь убедить подростка, что вы не будете кричать и обвинять его, даже если он расскажет о своем весьма неблаговидном поступке, и обязательно сдержите слово. А если ребенок в разговоре что-то слегка приукрасит, не спешите обвинять его во лжи. Подростки так любят мечтать!
Подводный камень №4: Не хочу учиться!
Чтобы ребенок захотел учиться, нужен стимул. А если стимула нет – нужно его придумать. Спросите у подростка, кем он видит себя в будущем? Только все это желательно говорить без издевки, а с уважением к его выбору. Допустим, из чувства противоречия, он ответит, что будет дворником. Ваш следующий шаг: заходите на сайи с вакансиями и вместе посмотрите, сколько зарабатывает дворник. Устроят ли его такие деньги? Снова ответ «да»? В таком случае придется применить заключительную фазу воздействия: выйдите во двор и посмотрите, в чем, собственно, заключается труд представителя этой профессии. Если и в этом случае он будет твердо стоять на своем, скажите, что это его выбор, и вы его полностью поддерживаете. Посмотрите, что будет дальше.
Подводный камень №5: Дерзкие и наглые
Бывает, что грубость – это просто симптом невоспитанности, особенно, если кто-то из членов семьи позволяет себе разговаривать с другими людьми в непочтительной форме. Но чаще всего причина совсем в ином: это желание обратить на себя внимание и показать свою взрослость всем и каждому. Желание-то есть, а вот как сделать это правильно многие не понимают. Вот и получается, что самый легкий способ вырасти в глазах окружающих – это набраться смелости и нахамить, особенно взрослым. Тем более что подобным поведением можно еще и заработать дополнительные баллы у одноклассников.
Как реагировать? Начать менять свое отношение к взрослеющему ребенку. Конечно, трудно в один момент отказаться от полного контроля и суперопеки, но все же придется, поскольку, чем крепче мы будем сжимать бразды правления, тем сильнее будет сопротивление. Подросток – вполне самостоятельная личность, а значит, должен почувствовать, что вы его уважаете. Например, привлекайте его к решению важных семейных вопросов: что купить, как планировать бюджет, куда поехать отдохнуть. И не бойтесь лишний раз пояснить подростку, что взрослость проявляется не в грубости, а в ответственности за свои поступки.
Подводный камень №6: Вредные привычки
Чаще всего подростки первый раз пробуют сигареты и спиртное в 12-14 лет, иногда и раньше. Как обычно возникают вредные привычки? Конечно, «за компанию» или после многозначительной фразы: «Что, слабо?» С другой стороны, курение и алкоголь – это желание обрести свободу и показать свою независимость. Интересно, что чем сильнее в семье противятся вредным привычкам ребенка, тем крепче его стремление сделать по-своему. Тем более что сигареты и выпивка, как не крути, это запретный плод и признак взрослости, который так хочется примерить на себя. Есть и дополнительные причины начать экспериментировать, особенно со спиртным: желание уйти от реальности.
Что делать? Если у вас есть подозрения, что ребенок начал курить или выпивать, желательно не обманывать себя, что это случайность и вам просто показалось. Чем раньше вы начнете действовать, тем больше шансов, что «эксперименты» ребенка не превратятся в привычку: бросить курить намного сложнее, когда ты уже втянулся. Ребенок хочет почувствовать себя взрослым? Предоставьте ему эту возможность. Многие психологи советуют не ждать, пока подросток попробует спиртное в компании, а дать ему почувствовать свою взрослость на семейном празднике: налейте ему, как равному, шампанского или вина в новогоднюю ночь или на день рождения. В таком случае это уже не запретный плод и он не так сладок. Если же ваш сын начал курить, лучше скажите ему: «Ты хочешь курить? Кури. Ты взрослый и сам понимаешь, какие могут быть последствия». К тому же стоит объяснить подростку, что сигареты – это не проявление свободы, а скорее наоборот, ее потеря, ведь курящий человек становится рабом своей привычки. А также, намекните, что сигареты приводят к денежным тратам, и это не позволит ему купить вожделенный компьютер или мотоцикл.
Если сигареты – скорее способ выделиться в кругу друзей, расскажите, что есть и другие более эффективные способы «показать» себя: купите ему модную одежду или крутой мобильный телефон, пусть ему тоже будет, чем похвастаться. Главное, чтобы повзрослевший ребенок поверил, что он может быть лучшим без сигарет и спиртного.
Мы с вами рассмотрели 6 подводных камней подросткового возраста. Это ни в коем случае не означает, что именно 6 этих камней встретится на вашем пути. Но предупрежден – значит вооружен!
Так уж сложилось, что кризис подросткового возраста самый запоминающийся. Хотя он не единственный в своем роде: на протяжении всей жизни человек переживает как минимум семь кризисных периодов. Без кризисов люди не могли бы двигаться вперед. Это время, когда старые методы взаимодействия с миром уже «не работают», а значит, нужно искать что-то новое. Вот в таком философском поиске и находится подросток. И наша с вами задача ему в этом поиске помочь.
Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Зарипова А.Х.