Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Январь 2022 (4)
Декабрь 2021 (17)
Ноябрь 2021 (3)
Октябрь 2021 (7)
Сентябрь 2021 (8)
Июнь 2021 (3)



Родителям на заметку

Как вести себя с ребенком, находящимся в кризисной ситуации?

Уважаемые родители!

Пожалуйста, обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка, подростка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую, для него они могут быть крахом всего того, что он приобрел (отношения с друзьями, и возможный разрыв их, школьные неудачи, нестабильность(эмоциональная) в семье и т.д.

Часто родители не оценивают серьезность переживаний своего ребенка и не оказывают вовремя необходимую эмоциональную поддержку, что рождает у него ощущение непонимания и одиночества, и это может привести к попыткам разрешить свою проблему разными в том числе и неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

  • любая ситуация, переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;
  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое заболевание);
  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;
  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

           Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию

  1. Прежде всего обратить внимание на ребенка и поддерживать с ним эмоциональную связь
  2. Разговаривать и выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
  3. Направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество).
  4. Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).
  5. Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому.
  6. Помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок.
  7. Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических ситуациях.
  8. При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции с ними, поэтому старайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком.

Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии 

Во- первых, сохранять спокойствие самому.

-  Уделить все внимание ребенку.

-  Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

-  Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона.

  - Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

  1. Как начать разговор: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».
  2. Использовать прием активного слушания. Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?».
  3. Какие у ребенка есть намерения: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?».
  4. «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?».
  5. Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит»

Что можно и нельзя говорить во время диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

  1. Когда ребенок говорит: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?». НЕЛЬЗЯ: «Когда я был в твоем возрасте..., да ты просто лентяй!»
  2. Когда ребенок говорит: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕЛЬЗЯ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  3. Когда ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕЛЬЗЯ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  4. Когда ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  5. Когда ребенок говорит: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕЛЬЗЯ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  6. Когда ребенок говорит: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕЛЬЗЯ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!» 

Уважаемые родители! Побуждайте подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков. Помогайте строить позитивные планы на будущее, совместно выявляйте желания и мечты, ради реализации которых подростку захочется идти вперед. Внушайте ребенку уверенность в том, что все запланированное у него получится. Напомните об имеющихся у него навыках решения проблем и постарайтесь привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации. Договоритесь о том, что если у ребенка будут возникать подобные ситуации, чувства, переживания, то он прежде всего поделится ими с вами.

  Материал подготовил педагог-психолог сказкотерапевт   Тарамышева С.М.

2-12-2020, 10:54 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр