Как вести себя с ребенком, находящимся в кризисной ситуации?
Уважаемые родители!
Пожалуйста, обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка, подростка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую, для него они могут быть крахом всего того, что он приобрел (отношения с друзьями, и возможный разрыв их, школьные неудачи, нестабильность(эмоциональная) в семье и т.д.
Часто родители не оценивают серьезность переживаний своего ребенка и не оказывают вовремя необходимую эмоциональную поддержку, что рождает у него ощущение непонимания и одиночества, и это может привести к попыткам разрешить свою проблему разными в том числе и неконструктивными способами.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
- любая ситуация, переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;
- несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
- ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
- травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
- тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое заболевание);
- разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;
- неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию
- Прежде всего обратить внимание на ребенка и поддерживать с ним эмоциональную связь
- Разговаривать и выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
- Направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество).
- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).
- Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому.
- Помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок.
- Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических ситуациях.
- При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).
Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции с ними, поэтому старайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком.
Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии
Во- первых, сохранять спокойствие самому.
- Уделить все внимание ребенку.
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
- Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона.
- Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки
- Как начать разговор: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».
- Использовать прием активного слушания. Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?».
- Какие у ребенка есть намерения: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?».
- «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?».
- Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит»
Что можно и нельзя говорить во время диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии
- Когда ребенок говорит: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?». НЕЛЬЗЯ: «Когда я был в твоем возрасте..., да ты просто лентяй!»
- Когда ребенок говорит: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕЛЬЗЯ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
- Когда ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕЛЬЗЯ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
- Когда ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
- Когда ребенок говорит: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕЛЬЗЯ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
- Когда ребенок говорит: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕЛЬЗЯ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
Уважаемые родители! Побуждайте подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков. Помогайте строить позитивные планы на будущее, совместно выявляйте желания и мечты, ради реализации которых подростку захочется идти вперед. Внушайте ребенку уверенность в том, что все запланированное у него получится. Напомните об имеющихся у него навыках решения проблем и постарайтесь привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации. Договоритесь о том, что если у ребенка будут возникать подобные ситуации, чувства, переживания, то он прежде всего поделится ими с вами.
Материал подготовил педагог-психолог сказкотерапевт Тарамышева С.М.