Работа с подростками из неформальных молодежных объединений в образовательной организации
Неформальные объединения молодежи деструктивной направленности – это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, призывающие подростков и молодёжь к разрушению, убийству, аутоагрессии.
К объединениям деструктивной направленности можно отнести: деструктивные интернет-сообщества, территориальные/уличные (группировки банды), группы наркоманов, тоталитарные религиозные секты (вплоть до сатанинских), хулиганствующие фанаты, экстремистские группировки, которые специализируются в настоящее время по трем основным направлениям: политическое, националистическое и религиозное.
К факторам риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности относят:
-
деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем);
-
недостатки в учебно-воспитательной работе школы;
-
появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;
-
перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;
-
постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).
Личностные особенности подростка, повышающие риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:
-
слабая, неустойчивая психика,
-
повышенная внушаемость,
-
низкая самооценка;
-
отсутствие позитивных жизненных целей;
-
неумение взаимодействовать с окружающими,
-
проблемы
-
острый интерес и тяга ко всему необычному;
-
трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.);
-
отсутствие духовного воспитания,
-
недостаточная степень гуманитарного
Участников деструктивных объединений всегда отличает:
-
претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее);
-
популяризованный взгляд на мир (все плохо, но мы - другие);
-
уверенность в том, что участие в объединении – привилегия, так как групповые цели выше индивидуальных;
-
убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения);
-
стремление к унификации на основе подражания (мы единое целое, мы большая семья);
-
ослабление связей с родной семьей, прежними друзьями;
-
замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.
Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Раннее выявление в школе и семье несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве начального этапа профилактики. К группам особого психологического внимания можно отнести детей, имеющих: физические изъяны; различные психологические проблемы и комплексы; различия в умственных способностях. Для того, чтобы школа могла выступить в качестве одного из уровней профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, став более привлекательной для учащихся, требуется:
- развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;
- изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для учащихся ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;
- включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики учащихся;
- расширение возможностей системы дополнительного образования;
- создание условий для осуществления детских проектов и инициатив за рамками школы, в реальном жизненном пространстве;
- обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми;
- развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий: социум - школе и наоборот;
- включение в содержание школьного образования программ развития функциональных умений, в том числе практических социальных умений, необходимых для реализации определенных социальных ролей. В современных условиях очень важно чтобы специалист работал совместно с родителями и педагогами. Находил способы взаимодействия с детьми в неформальных структурах.
Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях. Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями. Другим профилактическим средством является выведение неформальных молодежных объединений из «подполья». Некоторые педагоги предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными группами учащихся возможны следующие варианты:
- переориентация лидера группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);
- включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;
- приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.
Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.
Список литературы:
1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах // Школьные технологии. - М. - 2000. - №5. С. 103.
2. Иванов А.В. Cоциально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2012. - 329 с.
3. Лисовский В.Т. Неформальные группировки среди молодежи: Причины возникновения и методы работы с ними. Л.: Изд-во ЛГУ, 2007. 246 с.
Материал подготовил педагог-психолог Лобанова Е.Е.