Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Внимание! Неформальные объединения!

Работа с подростками из неформальных молодежных объединений в образовательной организации

 

Неформальные объединения молодежи деструктивной направленности – это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, призывающие подростков и молодёжь к разрушению, убийству, аутоагрессии.

К объединениям деструктивной направленности можно отнести: деструктивные интернет-сообщества, территориальные/уличные (группировки банды), группы наркоманов, тоталитарные религиозные секты (вплоть до сатанинских), хулиганствующие фанаты, экстремистские группировки, которые специализируются в настоящее время по трем основным направлениям: политическое, националистическое и религиозное.

К факторам риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности относят:

  • деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем);

  • недостатки в учебно-воспитательной работе школы;

  • появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;

  • перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;

  • постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).

Личностные особенности подростка, повышающие риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:

  • слабая, неустойчивая психика,

  • повышенная внушаемость,

  • низкая самооценка;

  • отсутствие позитивных жизненных целей;

  • неумение взаимодействовать с окружающими,

  • проблемы

  • острый интерес и тяга ко всему необычному;

  • трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.);

  • отсутствие духовного воспитания,

  • недостаточная степень гуманитарного

Участников деструктивных объединений всегда отличает:

  • претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее);

  • популяризованный взгляд на мир (все плохо, но мы - другие);

  • уверенность в том, что участие в объединении – привилегия, так как групповые цели выше индивидуальных;

  • убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения);

  • стремление к унификации на основе подражания (мы единое целое, мы большая семья);

  • ослабление связей с родной семьей, прежними друзьями;

  • замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.

Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Раннее выявление в школе и семье несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве начального этапа профилактики. К группам особого психологического внимания можно отнести детей, имеющих: физические изъяны; различные психологические проблемы и комплексы; различия в умственных способностях. Для того, чтобы школа могла выступить в качестве одного из уровней профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, став более привлекательной для учащихся, требуется:

- развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;

- изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для учащихся ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;

- включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики учащихся;

- расширение возможностей системы дополнительного образования;

- создание условий для осуществления детских проектов и инициатив за рамками школы, в реальном жизненном пространстве;

- обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми;

- развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий: социум - школе и наоборот;

- включение в содержание школьного образования программ развития функциональных умений, в том числе практических социальных умений, необходимых для реализации определенных социальных ролей. В современных условиях очень важно чтобы специалист работал совместно с родителями и педагогами. Находил способы взаимодействия с детьми в неформальных структурах.

Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях. Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями. Другим профилактическим средством является выведение неформальных молодежных объединений из «подполья». Некоторые педагоги предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными группами учащихся возможны следующие варианты:

- переориентация лидера группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);

- включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;

- приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.

Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.

 

Список литературы:

1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах // Школьные технологии. - М. - 2000. - №5. С. 103.

2. Иванов А.В. Cоциально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2012. - 329 с.

3. Лисовский В.Т. Неформальные группировки среди молодежи: Причины возникновения и методы работы с ними. Л.: Изд-во ЛГУ, 2007. 246 с.

Материал подготовил педагог-психолог Лобанова Е.Е.

25-12-2020, 14:31 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр